Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky

Паломничество "Радонежье" - Гефсиманский Черниговский скит

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.»
(Слова Иисуса апостолам по время Его молитвы в Гефсиманском саду [Мф. 26:41]).

Накануне великого праздника Светлой Пасхи по святым местам Сергиево-Посадского района прошло паломничество «Радонежье», организованное мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России. Странствие по древним обителям и скитам земли Радонежской началось в Лазареву субботу с Божественной Литургии в Спасо-Вифанском монастыре, после которой мотоциклисты отправились в храм равноапостольной Марии Магдилины. Чуть более столетия назад на территории современного поселка Лоза располагалась летняя дача «Царь-Дар», в которой отдыхали воспитанники дома призрения. Сейчас стараниями монахинь и милосердных людей происходит восстановление обители и возрождение традиций, положенных императрицей Марией Александровной. Паломники познакомились с историей храма и навестили девочек, проживающих во вновь открытом приюте для сирот, после чего колонна выдвинулась в северо-западном направлении.



Чем ближе к великой обители преподобного Сергия приближались паломники, тем удивительнее и величавее встречались на их пути ее малые уделы - святые молитвенные сокровищницы Радонежья. Так маршрут паломничества привел их в Гефсиманский Черниговский скит.

2.

3.


Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры - Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Между ними разделительной линией расположились Гефсиманские пруды, справа от которых возвышаются пятиглавый надпещерный храм из красного кирпича и пятиярусная колокольня, своим величавым видом пробуждающие в сердце молитвенный настрой.
4.

5.

6.


Некогда под этим прудами пролегал подземный ход, который соединял две обители, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в пещерный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники обители сейчас показывают его паломникам.
7.


В наши дни удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы монастырю. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре. Сейчас там располагается воинская часть и, возможно, такое обстоятельство произошло промыслительно: отечество нуждается в воинстве, а наипаче воинство нуждается в духовной поддержке. Несколько лет назад на территории воинской части, там, где было когда-то отделение скита, установили памятник святители Николаю Чудотворцу, который в сослужении братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры освятил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

8. Часть ограды закрытого Гефсиманского скита


На коптском языке слово Schiet (шиит, в латинском произношении скеф, скиф или скит) означает «большую пространную равнину». Это имя носила пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах к югу от Александрии, где спасалось много отшельников. С греческого слово «скитос» переводится как кожа, так как христиане-отшельники в египетских пустынях укрывались «шкурами зверей и устраивали жилища из шкур животных».

9.


В послании апостола Павла к евреям такими словами говорится о людях, претерпевающих различные лишения ради веры: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» [11:37-38]. Согласно преданию, к IV веку в Скитской пустыне Египта поселялись самые строгие отшельники, первым из которых был преподобный Макарий Египетский. Впоследствии этим же именем стали называть другие подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для ищущих безмолвия и жаждущих более строго подвижничества иноков.

10.


Свое название Гефсиманский скит получил в память об Иерусалимском саде – месте уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Пресвятая Богородица.

11.


В Черниговском скиту, который стал так называться по чудотворной Черниговской иконе Божией Матери, прославившей скит в конце XIX века, путников встретил экскурсовод паломнического центра.

12.


Он провел для паломников интересную экскурсию, рассказав о святынях обители и великих подвижниках, здесь подвизавшихся. Повествуя о знаменательных вехах в истории скита, гид показал паломникам пещерные кельи и проводил их к подземному источнику.

13.


Мотоциклисты привезли в дар Скиту икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Неупиваемая Чаша». С собой, в обратный дар подворью, путники увозли икону Черниговской Пресвятой Богородицы.

14.


Интересно и то, что Гефсиманский Черниговский скит, в который паломники прибыли из храма святой Марии Магдалины, связан с ним не только тем, что тоже является одним из подворий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит имеет с обителью Марии Магдалины и другую историческую связь. Преподобный Антоний (Медведев), основавший в 1844 году Гефсиманский скит, с 1831 года был наместником Троице-Сергиевой Лавры. Одним из его попечений были дела благотворительности. По стараниям преподобного Антония Филаретовскому приюту-училищу для детей-сирот, находящемуся при Лавре, стала покровительствовать августейшая семья.

15.


Руководительницей этого дома призрения, именуемого с тех пор Александро-Мариинским, по благословению архимандрита Антония стала Елизавета Степановна Кроткова. Сама Елизавета Степановна несколькими годами ранее пришла в Лавру, где укреплялась в вере под его мудрым руководством. Преподобный Антоний, видя стремления и способности богобоязненной женщины, вверил ей в управление дом призрения. В 1902 году стараниями Елизаветы Степановны на территории летней дачи «Царь-Дар» был воздвигнут храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Таким промыслительным образом паломники следовали не только путем самого преподобного Сергия, но и многих его птенцов, на протяжении 700-лет вскармливаемых в духовном гнезде Игумена земли Русской – Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

16.


В 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архимандритом Антонием (Медведевым), был основан Гефсиманский скит. По благословению святителей Филарета (Дроздова) и Филарета (Амфитеатров) в уединенное место в трех верстах от обители Сергиевой поселилось несколько иноков, особенно тяготеющих к безмолвию.

17.


Подражая «нищете» и отрешению от всего мирского первых преподобных отцов Лавры – Сергия и Никона Радонежских, – в ските по всем стремились к простоте и строгости. Даже пономарские подсвечники были выполнены из дерева. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей.

Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита, начало которому в 1847 году положил Филиппушка, Христа ради юродивый. Уединённая живописная местность близ Лавры привлекала монахов, жаждущих безмолвия. В строгости скитской жизни они находили для себя утешение. На местах их отшельничества позже вырастали скиты и пустыни.

18.


Так, уходя от суеты мира, в Гефсиманский скит однажды пришел блаженный Филиппушка (в миру Филипп Хорев). До этого он уже не первых год юродствовал и странствовал по святым обителям Руси.

Филиппушка был родом из владимирских крестьян, некогда был женат и имел трех сыновей, но оставил родных ради подвижничества. Образ жизни юродивый вел самый суровый: нес многодневные посты, спал на голой земле, ходил в ветхой одежде и всегда босиком. Смиряя свою плоть, он носил вериги и 14-ти килограммовый посох с медным голубем. Люди почитали Филиппушку за его кротость, прозорливость и с любовью величали «Божьим человеком, Филиппушкой блаженненьким с голубком».

19.


До поселения в скиту Филлипушка обошёл всю западную часть России, посещая там монастыри и храмы. Большое впечатление на Филиппушку произвели пещеры Киево-Печерской Лавры. Впоследствии, храня в сердце память о них, он решил основать свою подземную обитель. Блаженного знала едва ли не вся Россия, он был известен даже императору Александру II.

В Москве юродивый познакомился с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Он-то и благословил Филиппушку в 1847 году пожить в Троице-Сергиевой Лавре. В Лавре, как и везде, Филиппушку любили. Стоило ему появиться на площади, как к нему тут же бежал народ. Всех он приветствовал добрыми словами и с любовь.

20. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери


Но сердце юродивого тяготело к безмолвию и тишине. С благословения архимандрита Антония, Филипп поселился в полуразрушенной лесной сторожке вблизи зарождавшегося Гефсиманского скита. Но и там Филиппушка не нашел искомой тишины и уединения для беспрестанной молитвы. Тогда юродивый получил у преподобного Антония разрешение ископать небольшой погребок. Наместник не ведал еще, что этот «погребок» вскоре станет местом для великого молитвенного подвига многих отшельников. Блаженный выкопал небольшую ямку, а потом вместе с несколькими помощниками стал ее расширять. Так появились небольшие кельи, подземные ходы и местечко для общей молитвы. По прошествии трех недель архимандрит Антоний посетил юродивого и увидел, что из «погребка» получились пещеры наподобие Киево-Печерских. В этой пещерке Филиппушка вместе с несколькими иноками совершал молитвенное правило. Митрополит Филарет, узнав об этом, благословил пещерников словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».

21.


Со временем к месту подвизания Филипушки стало приходить все больше монашествующих. Вместе с другими иноками в пещеру переселились и трое сыновей юродивого - Игнатий, Василий и Порфирий. Пещеры постепенно расширялись, рылись новые ходы, землю выносили на поверхность в мешках. Стены подпирали досками, так как нередки были случаи обрушения. После того, как под завалами погибли два послушника, лаврские каменщики укрепили стены камнем и кирпичом. В 1851 году в большой пещере был освящен подземный храм во имя архангела Михаила. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный храм в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне.

Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей кельи только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.

22.


Паломники побывали в пещерных кельях, с благоговением преклоняясь перед неизмеримой для человека величиной духовного подвига благочестивых подвижников, проводящих здесь дни и ночи в коленопреклонённой молитве и покаянии. Такой духовный подвиг под силу далеко не каждому. В маленькой келейке нет ни намека на какие-либо незначительные удобства. Спать можно только согнувшись, а стоять сподручнее на коленях. Так, долгие часы плача о своих грехах и молясь за весь мир христианский, скитники возносили хвалу Господу и Пресвятой Богородице. Паломники прикоснулись к древним стенам, хранящим в памяти слова молитв многих угодников Божиих, и помолились перед иконой Царицы Небесной, после чего экскурсия продолжилась.

От великого подвижничества, долгого поста, ношения вериг и тяжелых трудов Филиппушка занемог. Архимандрит Антоний постриг его в монахи с именем Филарет. Вскоре блаженный пошел на поправку, но наместник, который всегда с большой любовью относился к иноку, не разрешил ему впредь носить такой тяжелый посох и ходить босиком, а так же, чтобы не соблазнять братию, повелел оставить юродство.

К пещерам приходило много народу, желавших посмотреть на знаменитого Филиппушку - теперь уже монаха Филарета - и спросить духовного совета. Братию огорчало, что тишина уединенного скита постоянно нарушается, и по совету отца Антония Филарет вместе с сыновьями удалился из пещеры, поселившись на берегу озера. В 1859 году митрополит Филарет освятил на этом месте верхнюю церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Так появилась киновия или Боголюбивая пустынь, деньги на строительство которой пожертвовала московская купчиха Логинова.

23.


Спустя годы здоровье монаха Филарета опять пошатнулось, и в 1863 году он принял схиму с именем Филипп. В 1867 году кто-то пустил слух, будто в скиту изготовляют фальшивые деньги, и схимонаху Филиппу вновь пришлось оставить место своего подвизания, дабы не смущать народ. Вскоре клевету разоблачили, и Филипп смог вернуться в свою келью. В возрасте 66 лет 18 мая 1869 года блаженный Филиппушка представился ко Господу. Его честные мощи покоятся в Иверской часовне Гефсиманских пещер.

Все трое сыновей блаженного старца так же приняли ангельский образ и посвятили свои жизни служению Христу.

24. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери


В соборе нынешнего скита хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. «Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет.

Будущий прозорливый старец родился в семье крепостных крестьян в 1831 году. В крещении он был наречен именем Василий в честь Василия Великого. Большой радостью для мальчика была возможность посещать старца Геронтия в Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. Желание поступить в монастырь у отрока возникло уже в юные годы, и он стал готовиться к этому под руководством своего мудрого наставника. В 20-летнем возрасте, получив благословение духовника и родителей, Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Вместе с ним в обитель преподобного Сергия отправился и отец Геронтий, который впоследствии там принял схиму с именем Григорий.

25. Надвратная колокольня (1895-1900 гг.) с церковью свв. равноап. Константина и Елены и церковью свт. Николая Чудотворца


Довольно скоро Василий с благословения архимандрита Антония перешел в Гефсиманский скит, где был передан старцу монаху Даниилу для обучения смирению и отвержению своей воли. Свое послушание в скиту он начал со слесарного дела, потом был приставлен к свечному ящику. Около 1859 года Василий был переведен в Пещерное отделение скита – будущий Черниговский скит. Там иноку благословили водить богомольцев по пещерам, а с 1866 год на него возложили новую обязанность – нести «крест наставничества народного».

Перед своей праведной кончиной отец Григорий предрек Василию, что ему Богом уготовано нести бремя старчества, а так же основать женскую обитель в местах, сильно зараженных расколом. Василий сперва убоялся, что возложенное на него послушание ему не по силам, но, получив благословление так же от отца Даниила, молодой подвижник с упованием на помощью Божию принял возложенный на него крест. Так в 1863 году близ села Выкса Нижегородской губернии Василием, которому тогда было всего 32 года, была основана женская обитель в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

26.


В 1866 году послушник Василий был прострижен в мантию с именем Варнава. В помощь будущему старцу пришла сама Царица Небесная. Так в 1869 году в Пещерном отделении Гефсиманского скита произошло знаменательное событие – была явлена чудотворная Черниговская икона Божией Матери. От святого образа произошло исцеление парализованной крестьянки, после которого еще более ста чудес и исцелений произошло по молитвам перед иконою и вере.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной в 1662 году Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. Благодаря усердным молитвам монахов перед этой иконой Ильинская обитель была спасена от монголо-татар. Враги, ворвавшиеся в монастырь, пытались осквернить икону и снять с нее многочисленные драгоценности, но Неведомая Сила остановила разорителей. Они, не сумев дотронуться до иконы, в страхе бежали.

27. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери


С этого образа было сделано много копий. Одну из них Александра Филиппова в 1852 году и подарила Гефсиманскому скиту. Ей же в свою очередь икона досталась как благословение от хотьковского священника. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

«Народный духовник» - такое звание в 1873 году было дано отцу Варнаве наместником Троице-Сергиевой Лавры. С этого начался его подвиг старчества.

28.


Богом преподобному Варнаве был дан дар исцеления и духовного видения. За мудрым наставлением, духовным советом и излечением душевных и телесных немощей к нему приезжали со всех уголков страны. От полусотни до тысячи человек ежедневно принимал мудрый старец - каждого встречал с любовь, никому не отказывал в помощи и утешении. Предсказания отца Варнавы сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства.

За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.

29. Надвратная колокольня (1895-1900 гг.) с церковью свв. равноап. Константина и Елены и церковью свт. Николая Чудотворца


«И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет», - такими словами предсказал прозорливый старец обрушившиеся на христиан гонения после революции 1917 и последующее возрождение спустя длительный период лихолетья.

Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение преподобного Варнавы увенчалось блаженной кончиной во святом алтаре у подножия Его Престола. Отче Варнава представился ко Господу 17 февраля 1906 года.

На протяжении многих лет в стенах Гефсиманского Черниговского скита зажигались светильники православной веры, пока революция черной птицею не налетела на страну и христолюбивых людей. В храмах смолкли слова молитв, стихли церковные песнопения. На многие года богомольцы покинули стены славной обители. В древние храмы пришли новые «хозяева», и вместо мелодичной «Царице моя Преблагая…» зазвучали военные марши и стоны заключенных и немощных.

30.


В 1919 году после закрытия Свято-Троицкой Сергиевой лавры ее насельники переселились в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. Спустя три года, в 1921 году был упразднен и Черниговский монастырь. В 1922 году чудотворную Черниговскую икону Божией Матери перенесли в московский храм преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Ямской слободе. В 1928 была последняя еще действующая церковь в Гефсиманском скиту – в честь Успения и Вознесения Пресвятой Богородицы – и отдана под клуб глухонемых. Братию разогнали, а последний скитоначальник игумен Израиль скончался в ссылке в начале 50-х годов.

В 50-е годы XX века в строениях Гефсиманского скита разместилось военное ведомство, а в Черниговском монастыре в разное время находились тюрьма, интернат для глухих и слепых, интернат для инвалидов ВОВ, ПТУ. В Черниговском соборе обосновался склад Загорского горпромторга.

31.


С 1990 года началась поэтапная передача Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чудом сохранилась деревянная келья старца Варнавы. С этого года в скит пришли первые иноки.

В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. Хотя скит по-прежнему является местом уединенного монашеского подвига, по-прежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников. При обители открылись трапезная и экскурсионное бюро.

Паломники с молитвой испили святой воды из подземного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, и набрали водицы с собой.

32. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери


Из Гефсиманского Черниговского скита паломники уезжали с размягченными благодатью сердцами, увозя с собой навсегда оставшийся в памяти образ пещерных келий, где в безмолвии и отрешении от мира скорбели о своих грехах самые чистые и достойные из людей.

Другие рассказы о паломничестве "Радонежье":
1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины

Tags: #ГефсиманскийСкит, #Московскаяобласть, #Подмосковье, #Радонежье, #Россия, #СергиевПосад, #ФедерацияМототуризмаРоссии, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествия, #святые, #фото, #фоторепортаж, #храмы, Гефсиманский скит, Ночные Волки, Радонежье, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment