Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky

"Утиная охота" в театре Et Cetera

На прошлой неделе мы с сестрой ходили в театр Et Cetera на спектакль «Утиная охота» с Антоном Пахомовым в роли Зилова. И вот спешу поделиться своими впечатлениями. Творчество Александра Вампилова мне очень интересно. В его пьесах при простоте сюжета местами ироничного, узнаваемости персонажей всегда есть что-то большее, что при всей кажущейся очевидности, остается незаметным до тех пор, пока не ткнешь пальцем. К тому же недавно я смотрела другой спектакль по Вампилову, который мне очень понравился, и мне хотелось продолжения эмоционального «банкета».


Спектакль в постановке Владимира Панкова обозначен как саундрама. Это новое для меня театральное направление. Про роль звука в постановке я скажу чуть позже. А начну с того, что первое, что спросила меня сестра, когда мы вошли в зал и заняли свои места в ожидании начала, это знаю ли я, что в течение всего спектакля на сцене будет стоять гроб. И посмотрела мне в глаза так заискивающе, пытаясь лучше считать мою реакцию. Я к таким вещам в принципе отношусь спокойно, главное, чтобы все было уместно и органично.


И забегая немного вперед, скажу, что восприятие происходящего на сцене у нас оказалось разным. Сестра глубоко сопереживала героям, пропускала их чувства и боль сквозь себя. От того, ей было достаточно тяжело выдержать весь спектакль, который, между прочим, длится почти 4 часа. Я же в этот раз не ощутила единения с персонажами и скорее была сторонним наблюдателем, на глазах которого обнажаются чужие души, как гнойники, вскрываются грехи и человеческие слабости. Мне не хотелось никого ни защитить, ни пожалеть, ни поддержать. И даже светлый образ студентки Ирины мне не показался абсолютно чистым и непорочным. Но это не значит, что спектакль прошел мимо меня. Напротив, мне даже хочется обсудить некоторые мысли и моменты. Но давайте по порядку.

Сцена залита водой. С потолка капает дождь, иногда усиливается, превращаясь в ливень, потом слегка затихает до следующего порыва. Начинается действие с пробуждения Зилова после возлияний накануне. Для меня «абстинентный синдром» - понятие, знакомое лишь по книгам да рассказам некоторых друзей. Но смею предположить, что похмелье выглядит именно так, как его изобразили в этом спектакле. Звуковое сопровождение, шаманская мантра Амаду Мамадакова (он играет роль официанты Димы), неразборчивые стенания людей, заколдованные действия старух с охотничьими манками… Мне кажется, в этот момент все зрители смогли на своей шкуре ощутить, что происходит в такие моменты в голове очередного «алика». Но признаться честно, это несколько вводит в шок. Первая мысль – «так что будет на протяжении всего спектакля?». Но наконец эта пытка кончается. Необычно ощущение, когда ты вместо того, чтобы привычно наблюдать, что происходит с героем, чувствуешь то же, что должен чувствовать он.


Теперь давайте все-таки о смыслах. Не претендую на истинность трактовки, это лишь мое видение и ощущения. Жизнь – такая штука, в которой, все чего-то ждут, на что-то надеются. И это вера в то, что совсем скоро все утрясется и наступит «светлое будущее». Это как диета с понедельника, как «все только самое хорошее в новом году», как обещание «больше никогда», как переезд в новый город, как ..начало охотничьего сезона. Так много перспектив начать все с чистого листа, а по сути жизнь – это и есть тот затяжной дождь, то болото, в котором барахтаются все герои и мы с вами тоже. И гроб метафорически становиться то лодочкой, то ложем искушения, то прообразом человека мертвого изнутри.

Что такое утиная охота помимо классического понимания? Охота.. «А мне летать, а мне летать охота..» Хотеть. Желание. Всю свою жизнь человек из кожи вон лезет, чтобы удовлетворить то или иное свое желание. Поохотиться. И вот так каждый и носится по болоту, преследуя свою «утку». У всех персонажей на костюмах присутствуют изображения уток. Кроме вроде Димы. Не знаю, была ли в этом идея автора. Но на мой взгляд очевидно, что «уткой» совсем не обязательно должна быть дичь. Это и отдельная квартира, и привлекательная Вера, и непорочная Ирина.. Да много что, может быть уткой. Даже непроверенная статья для начальника ЦБРИ. Главное, что на каждую дичь найдется свой охотник.

Мне кажется, самое глубокое место в пьесе заключено в этом диалоге Зилова с Димой:

«ОФИЦИАНТ. Витя, я тебе сто раз объясняю: будешь мазать до тех пор, пока
не успокоишься.

ЗИЛОВ. Да что это такое? "Не волнуйся", "успокойся"! Дима, шутишь ты
надо мной, что ли? Я понимаю, нужен глаз, рука, как у тебя...
ОФИЦИАНТ. Витя, глаз у тебя на месте, и рука нормальная, и все ты
понимаешь, но как дойдет до дела - ты не стрелок. А почему? Потому что в
охоте главное - это как к ней подходить. Спокойно или нет. С нервами или без
нервов...
Ну вот сели на воду, ты что делаешь?
Зилов (поднялся). Как - что я делаю?
ОФИЦИАНТ (перебивает). Ну вот. Ты уже вскакиваешь, а зачем? Ведь это
все как делается? Спокойно, ровненько, аккуратненько, не спеша.
ЗИЛОВ. А влет? Тоже не спеша?
ОФИЦИАНТ. Зачем? Влет бей быстро, но опять же полное равнодушие... Как
сказать... Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке.
ЗИЛОВ. Но они не на картинке. Они-то все-таки живые.
ОФИЦИАНТ. Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они
уже мертвые. Соображаешь?


Возможно, потому на одежде Димы и нет изображения уток, потому что он – охотник, а не дичь. И для него они все изначально мертвы.

Но вернемся все же к обсуждению самой постановки. Игра актеров глубокая, декорации и технические решения впечатляют. Звук порой слишком громок и местами его больше, чем нужно. Душевные терзания Зилова во втором акте затянуты. Они сыграны Пахомовым отлично. Вообще Пахомов прекрасно передал образ Зилова. Но душевных метаний слишком много, слишком долго. В какой-то момент вдруг ощущаешь себя внутри тоже болота, которое затягивает все глубже и глубже. Мне, как зрителю, понятно стало на шаг раньше. Но на меня продолжали эмоционально давить, передавливать, и как следствие тут же возникает желание отдалиться, закрыться.

В отношении рекомендаций этого спектакля я буду осторожна. Это новая подача, и этим она привлекает. Антон Пахомов (Зилов), Кирилл Лоскутов (Кузаков), Сергей Тонгур (Кушак), Наталья Благих (Вера), Анжела Белянская (Галина), Сэсэг Хапсасова (Ирина), Амаду Мамадоков (Дима) отлично сыграли свои образы. Спектакль может быть интересен тем, кто ищет новых эмоциональных впечатлений и погружений, и кто сможет оценить шутку про гугл, которая, по замыслу режиссера вероятно должна была подчеркнуть актуальность сюжета в наши дни.

Спасибо за интересный вечер и новые впечатления tanechka_s и mosblog
Tags: mosblog, мосблог, театр
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments