Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество "Радонежье" - скит Параклит

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем:
благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних»

Прославилась земля Радонежская многими светильниками веры православной - великими молитвенниками и подвижниками благочестия, здесь просиявшими. В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры, который стал следующим местом паломничества «Радонежье».




2.


В скиту Параклит путников радушно принял иеромонах Савелий, который рассказал о прошлом и сегодняшнем скромной обители, показал ее святыни. Паломники по давней доброй традиции иконодарения передали Скиту икону Воскресения Господня.

3.


4.


Скит Параклит является одним из подворий Троице-Сергиевой лавры. В переводе с греческого языка слово «Параклит» означает Духа Утешителя.

5.


Как говорят некоторые летописные источники, в XV веке вблизи места, где сейчас располагается скит, находился монастырь в честь святителя Николая. Просуществовал он до 1562 года, после чего был закрыт, а его храм стал приходским. Спустя три столетия в этих краях вновь поселились иноки.

6.


До второй половины XIX века эти земли принадлежали крестьянам Сергиево-Посадской слободки Кокуева. В 1857 году у государя императора Александра Николаевича родился сын - великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император даровал Троице-Сергиевой Лавре земельные угодья, в том числе и несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Крестьянам же был отведен другой участок.

Тем временем в Гефсиманский скит и Киновию, устроенную блаженным юродивым Филиппушкой (в монашестве – Филаретом, в схиме - Филиппом), приходило все больше богомольцев и просто любопытствующих. Некоторые монашествующие, особо тяготеющие к уединенной, строгой жизни, сердцем стремились к еще большей тишине для молитвенного подвига.

7.


Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архимандрит Антоний (Медведев), предложил старцам-пустынникам, особым «ревнителями отшельнической жизни», обрести на дарованных императором землях новое, уединенное место для молитвы и поста. Некоторые с радостью откликнулись на призыв отца-наместника. Так летом 1858 года преподобный Антоний вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом отправились осматривать дарованный государем лесной участок.

8.


В глубине леса они нашли наилучшим образом подходящее для устройства пустыни место. Вокруг на несколько километров не было никаких поселений и дорог. Именно такой тихий уголок и искали старцы Гефсиманского скита для безмолвного уединения.

На новом месте иноки построили для себя небольшие келейки, а архимандрит, посещая пустынь, останавливался в палатке. Эта палатка, по преданию, ранее принадлежала митрополиту Платону (Левшину). На следующий год в пустыне появилась небольшая часовенка, в которой старцы молились по воскресным дня и двунадесятым праздникам. Причащаться Святых Христовых Таин монашествующие ходили в Гефсиманский скит.

9.


Так продолжалось до 1860 года, пока московский купец Иван Кириллович Королев, узнав о том, что и в зимнюю стужу, и проливной дождь старцы ходят на Божественную Литургию за несколько километров, не выразил преподобному Антонию свое желание выстроить для пустыни собственную каменную церковь.

10. Храм в честь Святого Духа Утешителя (Параклита)


Архимандрит сначала с сомнением отнесся к добросердечному предложению благотворителя. По замыслу отца-наместника в пустыни не предполагалось строительство храма. Ведь с появлением церкви стали бы приходить богомольцы, которые невольно могли нарушать безмолвное уединение отшельников. Но преподобный Антоний решил сперва посоветоваться со старцами, и они с радостью одобрили желание милосердного купца. Тогда он испросил у митрополита Филарета благословения на устройство нового храма, и к 1861 году на средства Ивана Кирилловича Королева в пустыни появилась каменная церковь, освященная во имя Святого Духа Параклита. На следующий год был освящен нижний престол храма во имя Иоанна Предтечи в память третьего обретения его честной главы.

11. В нижнем храме в честь Иоанна Предтечи


Храм возвели на том месте, где, приезжая в пустынь, преподобный Антоний ставил свою палатку. Митрополит Филарет внимательно следил за строительством, дабы в скромном храме было светло и удобно для молитвенной жизни.

12. Храм в честь Святого Духа Утешителя (Параклита)


В скиту все было направлено на то, чтобы оберегать молитвенную тишину. С дореволюционных времен во дворе сохранилась липовая аллея, которую называли «аллей для одного монаха». Деревья в ней сажались таким образом, что пройти между ними было удобно только одному человеку. Никакой беседы во время прогулки не совершалось. Старцы старались ничем не нарушить свое и других иноков молитвенное общение с Богом.

13.


Храм во имя Святого Духа Параклита стал седьмым по счету, который построил И.К. Королев. В скиту он любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь, в нижнем храме Иоанна Крестителя, после окончания своих земных дней Королев и его супруга Екатерина были похоронены.

Расцвет скитской жизни наступил в конце XIX - начале XX веков, когда количество насельников в пустыни составляло 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит.

14.


В храме в честь Святого Духа Параклита молились многие великие подвижники благочестия и истинные воины Христовы, принявшие в богоборческие годы мученическую смерть за православную веру.

15.


В 1913 году в ските Параклит был пострижен в монашество будущий митрополит Иларион (Троицкий), о чем сам Владыка потом с любовью вспоминал. Вот какими словами отец Иларион описал ту, радость, которую испытал в тот день: «Я сам принял пострижение и думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости, какую я пережил 28 марта 1913 года. Эта радость у меня не прошла с окончанием обряда... Так все ликовало в душе, так радостно было… По опыту могу сказать, что не напрасно при постриге монашеском постригающий, взяв рясу, глаголет: «Брат наш (имярек) облачится во одежду веселия и радости духовныя, во отложение и попрание всех печалей и смущений от бесов; от плоти и мира находящих, во всегдашнее же его о Христе веселие и радование во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

16.


Многие другие святые преподобномученики и духовные лица разного звания в этой пустыни принимали постриг и совершали свой монашеский подвиг в период начавшихся гонений на Церковь после 1917 года. После закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1919 году часть братии нашли временный приют в ските Параклит, где до 30-го года еще продолжалась монашеская жизнь.

4 октября 1927 года здесь был пострижен в монашество будущий патриарх Пимен (Извеков).

17.


В скиту Параклит принял монашеский постриг архимандрит Владимир (Волков), прославленный позже в лике новомучеников и исповедников Российских. Спасаясь от большевиков, в пустыни до ее закрытия проживали два последних наместника Троице-Сергиевой Лавры - преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов), расстрелянный на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 г. и игумен Михей (Владимирский), являвшийся также духовником Лавры.

18.


19.


20. Святитель Афанасий, епископ Ковровский


В 1930 году скит Параклит постигла та же печальная участь, что и большинство других православных обителей. В Дом Божий пришли богоборцы, которые изгнали братию, репрессировали кротких, смиренных иноков за «антисоветскую пропаганду» и приспособили храмы под свои «нужны». До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем - овощехранилище.

За годы советской власти многие постройки на территории скита были снесены. Все что могли сломать – сломали, что могли утащить – утащили. Так, в 70-е годы XX века были разобраны башни и ограда, а также конный двор монастыря.

21.


22.


В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви. За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенное уединение. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит. В скиту подвизается всего несколько монахов, как в самом начале.

23.


Сейчас в скиту вновь царит Божественная тишина, и сердцем ощущается присутствие Святого Духа. Делаешь несколько шагов от калитки в сторону храма и сразу чувствуешь, как по сердцу разливается благодатный покой, чистятся мысли, сосредотачивается ум. Да, колокольня еще стоит в лесах, и немногочисленной братии еще предстоит огромная работа по восстановлению обители. Но ощущения пустоты нет, не кажется Скит заброшенным. Неопытному сердцу сложно осознать и выразить, что это. Просто чувствуется такая тихая, детская радость.

24.


На другом берегу высится густой лес. Ели и березы монахи посадили, когда покидали закрытый в 1927 году скит. Им было сказано разбить на капустном поле лес, и когда он вырастет, монашеская жизнь здесь возродиться. Так и произошло. Лес сейчас густой, а в скит вновь пришли насельники, в храме каждый день идут Богослужения.

25.


26. Вид на колокольню с мостика


Паломники не сразу покинули обитель. Еще на какое-то время захотелось задержаться в этом намоленном месте, помолиться перед святыми образами и ковчегами с частичками мощей святых, спуститься к пруду, побольше напитаться проникающей в сердце благодатью.

27. В нижнем храме


28.


Пути Господни неисповедимы. После экскурсии паломники еще некоторое время продолжали общаться с отцом Савелием, задавая вопросы о вере и преодолении трудностей на пути ко Христу.

29.


Во время беседы случайно выяснилось, что некогда у отца Савелия была книга о кругосветном путешествии Федора Конюхова, которую он отдал кому-то, так и не успев ее дочитать. И так получилось, что Сергей Романовский, вице-президент МБФ «Дети Солнца», собираясь в паломничество, взял с собой детские книги отца Федора, чтобы даровать их храмам для учеников воскресных школ. Несколько экземпляров издания «Оборона Севастополя», приуроченного к 3-й годовщине воссоединения Крыма с Россией, Сергей передал отцу Савелию для детей, приходящих в скит.

30.


На выходе из храма группу встретил архимандрит Лука. Он радостно поприветствовал мотоциклистов, расспросил о том, как проходит паломничество, и куда дальше группа держит путь. Отец Лука поздравил паломников с Лазаревой субботой и наступающим Вербным Воскресением, напутствовал всех добрым словом и благословил.

31.


Поражает молитвенная тишина и уединенность этого места, а доброе отношение братии скита ко всякому паломнику радует Православную душу. Ласковый прищур добрых глаз отца Савелия и отеческая забота отца Луки, благословившего путников на дальнюю дорогу, надолго остались в душе паломников.
32.


33.


34.


35.


36.


Лавра! Слово, ставшее источником радости и вдохновения, утешения и поддержки для всякого Православного сердца. Вечером, 8 апреля, паломники достигли самой долгожданной святыни своего путешествия, духовного сердца Земли Русской - Обители Сергиевой!

37.


Основанная почти 700 лет назад величайшим русским святым и, несомненно, вообще величайшим русским - преподобным Сергием Радонежским, святая обитель, как духовная скала возвышается посреди Московской Руси. Когда-то преподобный пришел сюда в поисках уединенной жизни, для аскетического подвига и безмолвия, совсем не предполагая, что закладывает зерно русской духовности, монашеской школы и целого сонма последователей. Именно преподобного Сергия называют воспитателем русского народа – «Отцом нации». В духовном смысле история Руси делится надвое: до Сергия, и после него...

38.


Не первый раз посещают участники паломничеств Лавру, и каждый раз снова и снова - посещение храмов, красотой поражающих воображение, «впитывание каждой клеточкой» необыкновенного благодатного воздуха этого места: здесь, в далеком 1380 году, принял святой князь Димитрий благословение на Куликовскую битву и бесстрашно опрокинул ненавистное ярмо с Московской Руси. И в помощь ему были даны два монаха-богатыря Сергиевой обители - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Сергий пророчески произнес, напутствуя князя перед битвой: «победиши враги твоя!» Здесь явилась преподобному Сергию Богородица и произнесла самые важные слова: «Не ужасайся, избранник мой! Услышана молитва твоя о учениках твоих и о обители твоей. Отныне буду неотступна от места сего...». Здесь совершали свой героический подвиг защитники монастыря-крепости в 1608-1610 годах и выстояли.

Здесь и теперь живут и молятся монашествующие, доныне сохраняющие монастырские традиции и хранящие завещание преподобного Сергия:

«Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву, пища и питие в меру, чести и славы не любите паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие Господне».

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре мотоциклисты даровали иеромонаху Афанасию икону Святой Троицы.

Второй день паломничества «Радонежье» пришелся на светлый праздник, предваряющий радость Пасхального Воскресения – Вход Господень в Иерусалим. Паломническая группа благоговейно приложилась к честным мощам преподобного Сергия Радонежского, почивающим в Троицком соборе, после чего с веточками вербы в руках поспешила на Всенощное бдение в Успенский собор.

39.


40.

Фото со службы 08.04.2017. Источник

41.

Фото со службы 08.04.2017. Источник

На праздничном богослужении вспоминается знаменательное библейское событие - Господь Иисус Христос верхом на ослике вошел в Святой город Иерусалим за несколько дней до Своих страданий и смерти на Кресте. Пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как Мессию, как пророка и великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги ослика, на котором ехал Спаситель, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами.

42.

Фото со службы 08.04.2017. Источник

«Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» [Мф. 21:9], - такими словами приветствовал народ Спасителя. С тех пор прошло более двух тысяч лет, но каждый год за неделю до Светлого Христова Воскресения – Победы Жизни над смертью – православные христиане приходят в храм с ветвями деревьев – вайями. В России пальмовые ветви заменяет верба, которая, как символ пробуждения жизни, победы Христа над смертью, напоминает нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

43.

Фото со службы 08.04.2017. Источник

44.

Фото со службы 08.04.2017. Источник

Длительная торжественная Всенощная пролетела за одно мгновение. Казалось, мы только вошли в храм и заняли свободное местечко рядом с иконой преподобного Серафима Саровского, как уже прозвучали заключительные песнопения службы. После богослужения паломники исповедались отцу Афанасию и отправились в гостиницу. Нужно было вычитать Последование ко Святому Причащение, внимательно приготовиться к Таинству. Спать легли далеко за полночь, а встали к началу ранней Литургии, когда только начинало светать. В 5:30 уже были в Успенском храме. Удивительно, но усталости после короткой ночи и насыщенного предшествующего дня паломничества совсем не чувствовалось – Господь дал силы.

Во второй день паломничества группе предстояло посетить множество других удивительных мест Радонежья, об этом – в следующей части.

45.


Другие рассказы о паломничестве "Радонежье":
1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины
3. Гефсиманский Черниговский скит



Tags: #Московскаяобласть, #Подмосковье, #Радонежье, #Россия, #СергиевПосад, #СкитПараклит, #ФедерацияМототуризмаРоссии, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествия, #святые, #фото, #фоторепортаж, #храмы, Ночные Волки, Радонежье, Сергиев Посад, Скит Параклит, Троице-Сергиева Лавра, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments