Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество "Радонежье" - Покровский Хотьков монастырь

Помолившись на праздничном богослужении в Свято-Троицкой Лавре и побывав в ее Скитах, паломники отправились туда, откуда, по сути, и начался монашеский путь преподобного Сергия Радонежского – в Покровский Хотьков монастырь. Один из древнейших монастырей Московской области обрел широкую известность как место упокоения благочестивых родителей преподобного Сергия. На протяжении многих веков цари, бояре, знатные люди и простые богомольцы паломничали в Хотьковскую обитель, дабы поклониться мощам преподобных Кирилла и Марии Радонежских, которые почивают в Покровском соборе монастыря.



У Покровского собора путешественников встретили сотрудники паломнического центра монастыря, которые провели интересную экскурсию, рассказав о главных событиях в истории обители. В дар монастырю путники привезли икону Пресвятой Богородицы «Достойно Есть».

2.


Предание не сохранило сведений, когда и чьими стараниями среди глухих, дремучих Радонежских лесов на высоком холме появилась обитель. В Никоновской летописи упоминается, что уже в 1308 году здесь действовал небольшой монастырек, в котором приуготовлялись ко встрече с Господом старцы и старицы. «Покровская мирская смешанная обитель, что на Хотькове» - так его величали в XIV веке. Покровской обитель именовалась по главному храму – небольшой деревянной церковке, освященной в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

3.


«Мирская» означало, что монастырь строился всем миром, то есть людьми, проживающими в здешних местах вдоль рек Пажи и Вори. Они сообща собирали деньги, совершали строительные работы и потом так же вместе молились в возведенном храме. Христолюбивые люди в те времена чаще держали в мыслях и сердце образ Христа и старались не только устроить свое хозяйство, но и не забывать возблагодарить Всевышнего за всю Его безграничную помощь. А потому люди стремились селиться в тех местах, где уже был храм, или же начинали поселение со строительства церкви.

А смешанной обитель называлась потому, что в ней было два автономных отделения – мужское и женское. К XIV веку на Руси монастырей было еще мало, и потому такое смешанное устройство было нередким. Бытовал в те времена благочестивый обычай, когда боголюбивые люди, предчувствуя свою скорую кончину, оставляли все мирские дела и принимали схиму, чтобы остаток земных дней провести в молитве и покаянии, дабы подготовиться ко встрече со Спасителем.

4.


В маленькой Хотьковском монастырьке подвизалось не более десяти немощных стариц и старцев. Бедная обитель нуждалась в добродетельных покровителях, которых Господь в скором времени ей послал. В 1327 году из Ростовского княжества по приглашению Московского князя Иоанна Калиты в дремучие Радонежские леса переселились бояре Кирилл и Мария вместе со своими тремя сыновьями.

Кирилл служил воеводой Ростовского князя. За верную службу он пользовался большим расположением князя и считался его излюбленным воеводой. Будучи знатными и богатыми боярами, Кирилл с Марией жили скромно и незаметно, в любви ко Господу. Их простой деревянный дом, ничем не отличавшийся от крестьянских изб, находился не в самом Ростове, а в небольшом селении Варницы. Сейчас на месте их имения расположен Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 году спустя пять лет спустя после обретения честных мощей Сергия Радонежского.

5.


Пока другие бояре стремились выслужиться перед князем, Кирилл старался служить другому Господину – Господу Богу. В доме никогда не было слуг, Мария все хозяйство вела сама. Но были у нее три помощника – сыновья Стефан, Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) и Петр. Одна из домашних обязанностей Варфоломея, как известно из его жития, была следить за скотом.

Отношения Кирилла и Марии является для всех нас примером того, как должна быть устроена настоящая православная семья. Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили своих сыновей главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде. Главное, что должно лежать в основе семьи – это любовь. И истинная любовь выражается вовсе не в одних только знаках внимания и приятных жестах, а в помощи ближнему, как то заповедовал сам Христос: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39]. Именно так и жили благочестивые Кирилл и Мария – в любви ко Господу и в заботе о ближних. А Господь всегда заботился о них.

6.


Стефан, Варфоломей и Петр, воспитанные в вере и любви, старались во всем следовать заповедям Всевышнего, в том числе и пятой, гласящей: «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен». Юноши никогда ничего не предпринимали без родительского благословения. Так с согласия Кирилла и Марии сначала женился старший сын Стефан. Позже, уже в Радонеже, женился и Петр. Зная о великом желании Варфоломея посвятить свою жизнь служению Христу, Кирилл и Мария не понуждали своего среднего сына к созданию семьи. Кирилл лишь просил Варфоломея «украсить их старость» и принять монашеский постриг после их кончины, что любящий сын с радостью и сделал.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские

(источник фото)

Не добрая воля, но Провидение привело Кирилла и Марию в Радонеж. В Ростове на престол взошел новый князь, и в услугах воеводы, уже бывшего в преклонных летах, он не нуждался. Для семьи Кирилла это означало обнищание и крайне бедственное положение, но по Провидению Божию помощь приходит от Московского князя Ивана Калиты. Он, понимая, что для избавления от ордынского ига, Руси нужно объединение, начал постепенно сплачивать знать вокруг Московского княжества. Другие князья на тот момент еще не осознавали значимости народного единства и пребывали в постоянных междоусобицах. В последствии именно Варфоломею, будущему преподобного Сергию, достанется крест стать примирителем князей и собирателем русских земель.

В 1327 году Кирилл и Мария вместе с детьми и некоторыми другими боярами по приглашению Ивана Калиты перебрались в Радонеж. На новом месте они прожили около десяти лет, три из которых – в Покровском Хотьковом монастыре. И в Радонеже не прекращались их дела благочестия, с любовью они встречали странников и помогали нуждающимся. Кирилл взял под свою опеку Покровский храм, который постоянно нуждался в ремонте, а Мария присылала гостинцы старцам и старицам.

7. Покровский собор


Около 1334 года, завершив земные дела и почувствовав приближение смерти, Кирилл и Мария поселились в Покровском монастыре, где приняли постриг в схиму. Последние три года их земной жизни были самыми трудными – в полном объеме пришли немощи и болезни. На здоровье Кирилла сильно сказались долгие годы службы в качестве воеводы у князя. Он практически не мог самостоятельно вставать с кровати. Да и Мария тяжко хворала, ведь всю свою жизнь она усердно трудилась на благо семьи, людей и во славу Господа. Перед самой своей кончиной благочестивые родители благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

В 1337 году Варфоломей похоронил своих любимых родителей на монастырском погосте рядом с Покровским храмом и в течение 40 дней оставался в Хотьковском монастыре, молясь об упокоении их душ. После этого он покинул обитель и отправился искать уединенное место для подвизания в молитве и посте. Так Варфоломей, которому в то время было всего 23 года, пришел на холм Маковец. Здесь, в окружении густых лесов и на удалении от людских глаз, он поставил маленькую церковку в честь Святой Троицы и пристроил к ней скромную келейку. Через два-три года сбылась давняя мечта Варфоломея, и он был пострижен в монахи с именем Сергия.

8.


Спустя десять лет вокруг места уединения кроткого инока собралась многочисленная братия и богомольцы. По сердечным просьбам монашествующих Сергий стал игуменом Троицкой обители. Так начало сбываться предсказание о нем, как о великом подвижнике и «сосуде избранном Бога».

Еще до рождения преподобного Промысел Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. Мария по обычаю стояла во время богослужения в притворе храма, и вдруг младенец во чреве ее трижды громко воскликнул: перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес «Святая святым».

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, дитя также отказывалось от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе перестала употреблять скоромную пищу. Так чадо приучило своих родителей к посту.

9. Покровский собор


Во время крещения младенцу нарекли имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея, и священник, почувствовав особенность ребенка перед Всевышним, сказал родителям: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Так и случилось, преподобный Сергий стал не просто игуменом Троицким, но и Игуменом всей земли Русской, великим собирателем земель и примирителем князей, восстановителем истинного монашества!

Летопись монастыря хранит многие воспоминания о чудесах по молитвам перед мощами преподобных Кирилла и Марии. Не раз небесные покровители Хотьковской обители отводили эпидемии страшных болезней и помогали многим, обращавшимся к ним с молитвой и верой.

Еще два столетия Покровская обитель была маленьким смешанным монастырьком. И Господь послал ей новых покровителей – великого князя Василия III и его сына Иоанна Васильевича Грозного. В 1506 году великий князь Василий Иоаннович, видя бедствующее положение монастыря, пожаловал ему свою ругу, то есть ежегодное продовольственное содержание.

10.


В первой половине XIV века Покровская обитель была преобразована полностью в девичью. В 1545 году царь Иоанн Васильевич Грозный, исполняя просьбу игумена и братии Троицкого монастыря, передал им в заведывание Хотьковскую обитель. Монахи хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.

Да и как они могли были не сойтись, если по завещанию самого преподобного Сергия Радонежского было заповедовано «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось – по пути на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру паломники заезжали в Покровскую обитель, чтобы поклониться благочестивым родителям Игумена земли Русской.

Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм – Никольский, который располагался рядом с шатровым Покровским. Число насельниц достигло 35 человек.

Во времена Смуты Троице-Сергиев монастырь в течение двух лет осаждали польско-литовские интервенты, захватчиками была разорена и Покровская обитель. После изгнания чужеземцев обитель находилась в плачевном состоянии, и лишь к середине 1620-х годов при помощи братии Троице-Сергиева монастыря она была восстановлена.

11.


Почитая благочестивых родителей преподобного Сергия Радонежского, многие покровительствовали Хотьковской обители и стремились ей благотворительствовать. На средства царского стольника Василия Феодоровича Янова в 1648 году вместо деревянного был построен первый каменный Покровский храм. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце своей жизни в Троицком монастыре был пострижен в схиму с именем Варлаам. Его боголюбивая жена после смерти супруга ушла на жительство в Хотьковский монастырь.

После указа 1764 года о секуляризации церковных земель Покровская обитель лишилась приписанных к ней крестьянских дворов. При этом она была отписана от Троице-Сергиевского монастыря и стала числиться штатным монастырем III-го класса.

Насельницы занимались в монастырских мастерских прядильным делом, кружевоплетением. Особо искусно монахини владели техникой золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения: индитий «Голгофский крест», облачение на жертвенник «Несение креста», плащаница «Положение во гроб», – которые и поныне хранятся в собрании Сергиево-Посадского музея.

На XVIII – XIX века пришелся рассвет обители. В это время началось масштабное строительство. Деревянная Никольская церковь была разобрана и перестроена из камня, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. В 1791 году над Святыми воротами был построен надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон (Левшин).

Число насельниц постоянно росло, к началу XIX века в обители подвизалось 400 монахинь. Небольшой Покровский храм уже не вмещал всех молящихся. Тогда митрополит Платон благословил строительство нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Из-за войны 1812 года строительство на время прервалось и завершилось в 1816 году. К сожалению, той великолепной росписи, что украшала стены храма, не сохранилось. Собор сильно пострадал в советский период, и все фрески на стенах были безвозвратно утеряны.

12. Покровский собор


Сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого освящен главный храм обители, особо почитается на Руси. Он был установлен святым благоверным князем Андреем Боголюбским в честь дарования победы над языческим воинством. В этот день вспоминается чудесное явление, когда во время богослужения в Влахернской церкви святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Пресвятую Богородицу, молящуюся в окружении Ангелов и святых о защите христиан и простирающую над верующими свой покров. Это праздник национального торжества, праздник великой радости принятия Богородицей под Свой Омофор святой Руси и выражение надежды на скорое Ее заступничество и милосердие. Святейшая Матерь Иисуса Христа собрала вокруг себя разноплеменную Русь и призвала российский народ к чистоте и святости. Святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу, как «Церкви чудное украшение и всему миру предивный Покров», молит Ее покрыть нас омофором милости Своей. И Покров Матери Божией простирается над каждым христианином, он так велик, что, в духовном смысле, свободно покрывает собой весь православный мир.

Благодаря стараниям игумении Евпраксии, возглавлявшей обитель в 1809–1848 годы, на территории монастыря появились красивая четырёхъярусная колокольня, был выстроен новый игуменский корпус. При обители появились богадельня и больница на 10 мест. Над арочными воротами, соединявшими два корпуса богадельни, был воздвигнут надвратный храм во имя святителя Митрофана Воронежского. В этот период увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.

В обители большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения, в игуменском корпусе появились рукодельная мастерская и живописная школа.

До 1840 года монастырь был особножитным, то есть каждая монахиня имела собственное помещение и сама обеспечивала свое содержание. Трудами игумении Магдалины началось постепенное введение общежительного устава – того самого, который в XIV веке возродил на Руси преподобный Сергий Радонежский.

Монастырь окормлял весь Радонежский край, регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, помогал нуждающимся. В 80-х годах XIX века здесь открылся приют для сирот. При Покровской обители в 1886 году была устроена первая в городе церковно-приходская школа, в которой местные детишки смогли обучаться грамоте и счету.

13.


Обитель не оставалась безучастной к горю людей в трагические периоды в истории. Во время русско-японской и затем Первой мировой войн монахини собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, помогали обществу Красного Креста. Сестры работали санитарками и ухаживали за ранеными.

Поклониться преподобному Сергию Радонежскому и его благочестивым родителям приезжало все больше паломников со всей России. На пути в Лавру, богомольцы обязательно паломничали в Покровскую обитель. Следуя благочестивому примеру преподобных Кирилла и Марии, верно исполнявших заповедь апостола Павла о страннолюбии, в монастыре всегда гостеприимно встречали многочисленных путников. Ко второй половине XIX в праздничные дни Никольской храм уже не вмещал всех молящихся, потому было принято решение о его перестроении. Внутри новый величественный храм, рассчитанный на 2000 человек, украшал великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. Начиная с эпохи Петра I, этот был первый храм, выполненный в русско-византийском стиле.

14. Никольский храм


Благополучие обители прервалось с приходом советской власти. Прогремела революция, и из сердец людей попытались выкорчевать веру во Христа и страх Божий. В монастырь пришли разорители, которые варварски разграбляли храмы, выносили церковную утварь и уничтожали святыни. Многие древние иконы бесследно исчезли. В 1922 году были закрыты Никольский Покровский и Иоаннопредтеченский храмы. Некоторое время обитель действовала как женская трудовая артель. Золотошвейки теперь шили для нужд советской власти робы, телогрейки и варежки. 400 монахинь были изгнаны из келейного корпуса. До 1928 года они ютились в двух корпусах богадельни вместе с ее шестьюдесятью насельницами. Кто-то из монашествующих на время нашел приют в крестьянских избах.

В 1934 году всех монахинь, находящихся в Хотьковской волости, объявили врагами народа и отправили в ссылку на 10 лет в Караганду. Не все из них вынесли тяжелой дороги в товарном вагоне поезда, некоторые, старые и немощные сестры скончались в пути. Одного Господу Богу ведомо, где на пути из Хотьково в Караганду покоится тело последней игумении обители, матушки Варсофонии II.

Новая власть взрыла монастырское кладбище, осквернив многие могилы. Покровский монастырь стал усыпальницей рода Сергиева. На погосте рядом с Покровским храмом помимо Кирилла и Марии обрели покой еще четверо родственников преподобного: младший брат Сергия Петр и его жена Екатерина, жена Стефана Анна и старший сын Стефана и Анны – Климент.

Нетленные мощи преподобных Кирилла и Марии были обретены в конце XVI века и с тех пор до 1922 года не покидали Покровского храма, разве что на непродолжительное время ремонта и перестройки собора. Игумения монастыря матушка Варсофония II, понимая, какая страшная участь уготована мощам преподобных  пришедшими к власти богоборцами, постаралась уберечь святыню от поругания.

15.


Ночью она вместе с сестрами и боголюбивыми людьми тайно схоронила раку с мощами праведников на монастырском погосте. Святыню опустили на большую глубину, прикрыли металлической плитой и тщательно замаскировали место погребения. Когда пришли христоненавистники, они взрыли кладбище, разграбили храмы, но найти раку так и не смогли отыскать. Местные жители любили и почитали праведных родителей преподобного Сергия, по молитвам которым совершались многие чудеса и исцеления, и потому никто из них не выдал разрушителям места, где была спрятана рака с честными мощами Кирилла и Марии. Не предали люди свои святых заступников. Много лет прошло с тех пор, и к концу XX века уже не осталось в живых тех, кто хоронил раку или был свидетелем этого.

В 1989 году обитель была возращена Церкви. Когда началось восстановление храмов, никто не помышлял о чуде второго обретения честных мощей, а оно по милости Божией произошло в 1992 году через одну пожилую женщину.

В келейном корпусе, в котором размещалось общежитие жила одна древняя немощная бабулька. Она по старости страдала полной потерей памяти. За старушкой ухаживали соседки. И вот однажды Господь послал ей просветление. Как-то глядя на храм, старица вспомнила, будто в детстве ей кто-то шепотом говорил, что на монастырском кладбище схоронены мощи преподобных Кирилла и Марии. Эти слова были пересказаны реставраторам.

16. Келейный корпус


Правда, сперва к воспоминаниям старушкио отнеслись с сомнением. Никто не знал, где искать раку с мощами, но Господь их вразумил, и раскопки все же началась. Многие найденные останки были похоронены в братской могилке здесь же на погосте, но ничто не указывало на местонахождение святыни. И наконец, реставраторы наткнулись на металлическую плиту, и тогда уже не осталось никаких сомнений, что великие угодники Божии вновь явили нам свою честные мощи, дабы по молитвам и с верою помогать и защищать весь христианский люд.

17.


Сейчас об этом месте паломникам напоминают раскидистая липка да памятный камень у ее подножия.

18.


В один год со вторым обретением честных мощей в обители возобновилась монашеская жизнь. Покровский монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящего под непосредственным покровительством Святейшего Патриарха.

Первыми монахинями стали 12 девушек, которые приехали в Хотьково с разных концов Московской области для восстановления храмов. Потрудившись на благо обители, никто из них не захотел возвращаться домой. Так и остались они возрождать Покровский монастырь, приняв монашеский постриг.

3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

19.


В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря. И это было неслучайно, ведь в 90-е годы XIX Рижская обитель была создана на средства Хотьковского монастыря. В советское время она не закрывалась, и в ней как основа монашеской жизни сохранился общежительный устав.

В настоящее время Покровский Хотьков женский монастырь вновь восстановился в прежней красоте. Восстановлены и вновь освящены храмы, при обители опять действует богадельня, золотошвейные и иконописные мастерские, введен общежительный устав. В 2000 году при обители открылся приют для детей-сирот. Денно и нощно в монастырских стенах творится молитва, читается Неусыпаемая Псалтирь, а в подтверждении многих чудес, и в наши дни совершаемых по молитвам преподобным Сергию Радонежскому и его благочестивым родителям Кириллу и Марии, со всех уголков страны приходят письма-свидетельства паломников.

20. Монастырская звонница


Над ракой с честными мощами преподобных Кирилла и Марии Радонежских находится так называемая семейная икона рода Сергиева. Впервые она была написана в конце XVI века по случаю первого обретения их честных мощей. В лихолетье она бесследно исчезла, и после второго обретения мощей преподобных была вновь написана по воспоминаниям. На иконе изображено отпевание Кирилла и Марии. В ногах у благочестивых родителей находится их любимый сын Сергий Радонежский, в головах – Стефан, основавший впоследствии Симонов монастырь, Петр, их жены Анна и Екатерина, а так же младший внук Феодор, святитель Ростовский.

Икона рода Сергиева
(на ней изображен преподобный Сергий Радонежский и его сродники - преподобные Кирилл и Мария, преподобный Стефан и Петр - сыновья их - с женами, святитель Феодор Ростовский - сын Стефана)


(источник фото)

По случаю празднования двадцатилетия с момента возрождения монашеской жизни в Покровской обители была предпринята попытка найти среди ныне живущих людей потомков преподобных, но сделать это так и не удалось. Однако, глядя на эту икону, никак нельзя сказать, что род Сергиев ушел в небытие. Ведь 5 золотых нимбов над головами преподобных говорят о том, что пятеро из этого рода по-прежнему с нами и у Престола Господа молятся за всех нас. И нам только требуется обращаться к ним за помощью с верою, молитвой и чистым сердцем.

Помолившись перед ракой с мощами святых родителей Игумена земли Русской, паломники отправились из Покровского Хотькова монастыря в село Радонеж, где провели десять лет своей жизни преподобные Кирилл, Мария, Стефан, Сергий и Петр после переселения из Ростова.

Другие рассказы о паломничестве "Радонежье":
1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины
3. Гефсиманский Черниговский скит
4. Скит Параклит
5. Сергиевский скит


Tags: #Московскаяобласть, #Подмосковье, #Покровскиймонастырь, #Радонежье, #Россия, #ФедерацияМототуризмаРоссии, #Хотьково, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествия, #святые, #фото, #фоторепортаж, #храмы, Ночные Волки, Покровский монастырь, Радонежье, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Федерация мототуризма России, Хотьково, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments