Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество "Радонежье" - Спасо-Преображенский храм в селе Радонеж

В двенадцати верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился чудный, живописный уголок. В отдалении от шумных трасс и в окружении лесов возвышается Спасо-Преображенский храм с величественной колокольней. У подножия холма, на котором высится церковь, змейкой вьется речка Пажа. Она ведет путников к источнику преподобного Сергия. А там солнечные лучи, бесконечно отражаясь в золотых куполах над образами преподобных Сергия, Кирилла и Марии, игриво наполняют своим светом всю долину.



Древнее село Радонеж получило свою известность благодаря благочестивым родителям преподобного Сергия, которые в начале XIV века переселились в здешние места из Ростова. В чудесный городок Радонеж, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и отправились паломники из Покровского Хотькова монастыря.


В дар Радонежскому храму Преображения Господня мотоциклисты привезли икону Собора Радонежских Святых, которую передали настоятелю подворья, иеромонаху Роману.
2.

3.


Чаще всего Радонеж упоминают, повествуя о детстве Варфоломея, будущего преподобного Сергия, но история этого села началась многими веками ранее. Издревле на берегах рек Вори, Пажи и Торгоши селились финно-угорские племена – меря и балты. Около XI века сюда пришли славяне, которые основали на пересечении Переславской дороги и реки Пажи поселение, именуемое в летописях Радонежем.
4.


Согласно преданию, это название происходит от имени собственного - Радонег. Вероятно, так звали человека, который некогда основал здесь село. Хотя само слово Радонеж в первую очередь ассоциируется с радостью. И действительно, исполненный Духа Святого преподобный Сергий стал радостью и утешением не только для своих благочестивых родителей, но и для всей Руси, коим и остается по сей день. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
5.


В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова.
6.


Во второй половине XIV века Радонеж был присоединен к образовавшемуся в 1263 году Московскому княжеству. Ханских баскаков сменили княжеские наместники. С их приходом в селе появилась большая усадьба и церковь в честь Рождества Христова. Московский князь желал усилить положение своего княжества, которое в то время было малочисленным. Одним из способов этого было привлечение на службу знатных людей из соседних уделов, которым на новых землях предоставлялись различные льготы.
7.


Как пишет Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия Радонежского, великий князь Иван I Калита (внук Александра Невского) по малолетству своего сына Андрея поставил в деревне, именуемой Радонеж, наместником некоего Терентия Ртища. А тот, прослышав про бедственное положение ростовских бояр и желая привлечь большее число поселенцев, пригласил их в тогда почти незаселенный Радонежский край.

Среди переселенцев были бывший княжеский воевода Кирилл, его жена Мария и трое сыновей – Стефан, Варфоломей и Петр. Впоследствии их среднему сыну, Варфоломею, Божиим Промыслом было уготовано стать не просто благочестивым молитвенником и смиренным иноком, но великим Игуменом земли Русской и строителем Святой Руси.

8. Источник преподобного Сергия Радонежского


Святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а спустя три столетия преподобный Сергий ее возродил духовно, возвысил, вывел Русь из нравственного оцепенения и разрухи. Преисполненный Любовью инок вновь обратил людей ко Господу и по всей земле русской рассеял семена веры Христовой. Во все концы разлетелись «птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского», которые, беспрестанно славя Господа, приумножали стадо Христово по всей Отчизне. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще порядка пятидесяти обителей. Духовные дети великого Радонежского подвижника разбрелись по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. Богоносный авва Сергий стал духовным отцом не только для своих учеников, но и для всех православных христиан на Руси.

9.


В Радонеже преподобные Кирилл и Мария прожили около семи лет, ни на мгновение не оставляя дел добродетели. Как и в Ростове, они, исполняя заповедь апостола Павла, всегда гостеприимно встречали под своей крышей странников, помогали нуждающимся, покровительствовали расположенному по соседству Покровскому Хотькову монастырю. Предчувствуя скорую кончину, благочестивые родители преподобного, оставили все мирские заботы и удалились в Покровскую обитель, где приняли постриг в схиму и в молитве и покаянии стали приуготовляться ко встрече с Господом.

10.


После смерти московского князя Ивана Калиты Радонежские земли, вместе с основанным на них к тому времени Троицким монастырем, перешли к его жене Ульяне с сыновьями. После ее кончины в 1374 году часть имений княгини наследовал князь Дмитрий Иванович Донской, а волости Бели и Радонежская достались его двоюродному брату – князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Князь Владимир Андреевич глубоко почитал мудрого Троицкого игумена и, желая сделать дело на благо его обители, назначил монастырю ругу – ежегодное продовольственное содержание. После великой победы войска Дмитрий Донского на Куликовом поле, князь Владимир Андреевич, который в том сражении руководил засадным полком, по благословению преподобного Сергия Радонежского устроил в Серпухове Высоцкий монастырь с церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

После смерти Серпуховского князя в 1410 году его владения были разделены между его женой и пятью сыновьями. Радонежская волость вместе с некоторыми другими землями достались четвертому сыну Владимира Храброго – князю Андрею Владимировичу. Им был выстроен кремль, окруженный земляными валами, после чего Радонеж стал столицей удельного княжества. Главный соборный храм был освящен в честь Преображения Господня. С этого времени Радонеж стал именоваться в летописных документах Городком Радонежским или просто Городком.

11.


После смерти князя Андрея Владимировича в 1426 году Городок наследовал его племянник князь Василий Ярославич Боровской. В 1456 году, когда Великий князь Василий II отнял удел Василия Ярославича, Радонеж вновь вошел в состав московского княжества. Его наследник, Иван III, собирая и объединяя земли вокруг Московского княжества, желал сделать из Радонежской и нескольких прилегающих волостей Радонежский уезд. В 1492 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая до этого проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.

12.


В Смутное время многие святые обители Руси были разграблены и разрушены польско-литовскими интервентами. В течение долгих 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь осаждали войска Лжедмитрия. Близлежащие к обители Покровской Хотьков монастырь и Радонежский Городок были практически уничтожены западными захватчиками. В 1616 году царь Михаил Федорович передал так и не восстановившийся Городок Троице-Сергиевому монастырю. У монастырской братии не хватало средств для устроения храма, и тогда они попросили у государя выдать им «повалушу», т.е. большую неотапливаемую башню, из соседнего села Воздвиженское. Монахи переделали башню в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.

13. Спасо-Преображенский храм


По указу Екатерины II о секуляризации церковных земель село Городок перешло в разряд казенных. Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 40-е годы XIX века. Она считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву.

14. Спасо-Преображенский храм


В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе.

15. Спасо-Преображенский храм


В 70-е годы XIX века в селе появилась земская начальная школа. Примерно с середины XIX века древнее село Городок стало привлекать историков и археологов.

16.


С приходом советской власти Спасо-Преображенский храм закрыли. Дом священника снесли и на его месте устроили свиноферму. В стенах Преображенской церкви разместилось зернохранилище, а в 1941 году здесь поселился клуб…

17.


В послевоенные годы произошло некоторое потепление в отношении власти к Радонежскому краю и его святыням. В 1960 году городище стало охраняться как памятник археологии республиканского значения, а спустя 14 лет, в 1974 году, под опеку государства была отнесена и Преображенская церковь. С этого момента началось ее постепенное восстановление. Еще около двух десятилетий в храме располагалась экспозиция Загорского государственного музея-заповедника, посвященная истории Радонежа.

В памятный для всего русского православного мира 1988 год, в который отмечалось 1000-летие со дня Крещения Руси, напротив Спасо-Преображенского храма появился памятник преподобному Сергию Радонежскому. Его возведение планировалось осуществить годом ранее, но авторы проекта столкнулись с рядом трудностей, чинимых богоненавистнической властью.

18.


Несмотря на то, что об открытии памятника было известно заранее, в телевизионном выпуске новостей накануне мероприятия оно было представлено как носящее антисоветский характер. Такое заявление тут же вызвало огромный резонанс, как со стороны настроенного против церкви народа, так и со стороны властей. Грузовик, в котором скульптор Вячеслав Клыков вез монумент на торжественное открытие, был остановлен на Ярославском шоссе на полпути и развернут. Тем временем в Городке был срыт пьедестал для памятника, а вдоль дороги выставлены кордоны милиции.

19. Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже


Так звучат воспоминания тех, кто 20 сентября 1987 года ехал в сторону тогда еще Загорска на открытие памятника:

«Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции. Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги!» Прибывших людей, не обращая внимания на их пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь. Около пяти тысяч человек во главе с Левшовым (держащим в руках красное развернутое знамя, привезенное из Берлина), Сычевым и монахом Гермогеном, построившись в колонну, буквально с боем проходят сначала сквозь один, потом сквозь другой кордон милиции.

Бетонный мост через небольшую речку Пажа перегорожен машинами и последним, наиболее многочисленным нарядом милиции. Над колонной взметаются хоругвь со Спасом Нерукотворным и знамя с изображением Георгия Победоносца. Люди с криками «ура» идут на последний прорыв: милиция оттеснена, машины сдвинуты. Колонна прошла сквозь все преграды»
. (источник)

20.


И все же благодаря настойчивости граждан и не без Божией Помощи, 29 мая 1988 памятник был установлен. Величественный монумент преподобному Сергию Радонежскому создал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Огромный вклад в появление памятника внесли член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов и монах Гермоген (в миру - Геннадий Михайлович Хмельницкий).

С холма-пьедестала на Русь-матушку взирает старец. Глаза его прикрыты, но духовным зрением он видит то, что другим не открыто. Он слышит каждого, обращающегося к нему, и молится Всевышнему за всю Русскую землю. В средней части фигуры выделяется фигура мальчика в простом крестьянском одеянии. Он держит в руках икону ветхозаветной Троицы. Это отрок - юный Варфоломей, «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

21.


В 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Городку было возвращено его историческое название – Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры.

22.


23.


В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. На сегодняшний день фрески и иконостас восстановлены.

24. Спасо-Преображенский храм


25.


26. Икона "Собор Радонежских святых", дарованная храму Ночными Волками


27.


Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской. Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели и колесо водяной мельницы, набирающее воду из реки в миниатюрную детскую купель.

28.


29.


30.


С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест был родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

31.


Благодаря невероятному усердию и трудам настоятеля храма, иеромонаха Романа (Шубёнкина), и с помощью добрых людей удалось восстановить храм и прилегающие территории в том величественном благолепии, в котором его видят паломники, сейчас приезжая в древний Радонеж.

32.


Посещение Радонежской земли не только открыло сокровищницу Радонежья, но и позволило Православным собраться вместе. Дорога, собирающая благочестивых единомышленников - это одно из богатств, доступных сегодня каждому. Как отметил священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с молодежью: "Дружба - одно из немногих приобретений для человека, имеющее самостоятельную ценность". Паломничество дает нам это ценное приобретение.

33.


В храме в честь Преображения Господня завершилась часть паломничества по святым обителям земли Радонежской. Путники познакомились с историей древнейших обителей Московской области, и смогли помолиться перед их святынями. Огромной радостью стала возможность провести Лазареву субботу в уединенных скитах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в которых многие лета назад славили Имя Господне великие святые и подвижники благочестия. Не меньшим счастьем было и оказаться на Божественной Литургии в Успенском соборе Лавры в Праздник Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, а потому, завершив странствие по Радонежским обителям, паломники отправились в подмосковную Истру, где находится "Русская Палестина" - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

34.


Другие рассказы о паломничестве "Радонежье":

1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины
3. Гефсиманский Черниговский скит
4. Скит Параклит
5. Сергиевский скит
6. Покровский Хотьков монастырь


Tags: #Московскаяобласть, #Подмосковье, #Радонеж, #Радонежье, #Россия, #ФедерацияМототуризмаРоссии, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествия, #святые, #фото, #фоторепортаж, #храмы, Ночные Волки, Радонеж, Радонежье, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments