Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky

Паломничество "Радонежье": Вербное Воскресение в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» [Зах. 9: 9]

За неделю до Светлой Пасхи, 8 по 9 апреля 2017, по святым обителям Московской области проходило паломничество «Радонежье». С учетом православного календаря маршрут паломничества был построен достаточно символично. Рано утром в субботу, на которую в 2017 году пришлось празднование Воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря, паломники отправились из Московского Байк-Центра в Нижних Мневниках на Божественную Литургию в Спасо-Вифанский монастырь. Примечательно, что нижний престол Спасо-Преображенского собора обители освящен именно в память об этом Евангельском событии. Познакомившись с историей Радонежского края и помолившись в его святых обителях, во второй день паломничества путники отправились в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.



Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, или Русская Палестина, - одна из Православных жемчужин Подмосковья. На пространственном «холсте» Патриарх Никон написал в XVII веке икону Святой Земли.

2.


Паломники уже не впервые посещают древнюю Ново-Иерусалимскую обитель, и каждый раз от соприкосновения с ее святынями в сердце возникают неподдающиеся словесному описанию чувства. Следуя по воссозданным в Воскресенском соборе местам последних земных дней Иисуса, заглядывая в Его Темницу, поднимаясь на «Голгофу» и на коленях входя в Гроб Господень, душа старается осознать ту неизмеримую Любовь Спасителя к нам, погрязшим в своих нечистотах и ежедневно распинающим Его своими грехами. И ради нас, недостойных одного только Его взгляда в нашу сторону, Он добровольно взошел на Крест…

3. Вход через Святые врата и Воскресенский собор


Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресение, предшествует Светлому Пасхальному Воскресению. Это одновременно и радостный, и трагический праздник. Радостный он потому, что именно в этот день Иисус явил Себя миру как Мессия, Спаситель. Иудеи торжественно встречали Его как Царя - с ветвями пальм в руках и простирая свои одежды под ноги ослика, верхом на котором Сын Божий вошел в Святый Град. А печальный этот день по той причине, что именно с входа в Иерусалим начинался Крестный путь Христа. Народ, который встречал Спасителя возгласами: «Осанна Сыну Давидову!», спустя несколько дней в остервенении требовал у Пилата: «Распни Его, распни!».

4. Подобие Голгофы в Воскресенском соборе


Вслед за Лазаревой субботой и Вербным Воскресением наступает особая неделя, называемая Страстной Седмицей. Она посвящена воспоминаниям о событиях последних земных дней жизни Христа: Его Страстях, добровольной мученической смерти на Кресте ради спасения всего мира, завершившейся торжеством Жизни над смертью – Воскресением Христовым.

Именно в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, который, согласно замыслу Патриарха Никона, был создан как пространственный образ Святой Земли, а главный собор - точной копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме, и отправились путники в завершающий день паломничества.

В монастыре паломников встретила руководитель паломнической службы монастыря Наталия Баратова, которая провела экскурсию и рассказала о прошлом и настоящем любимой обители Святейшего Патриарха Никона. В дар братии и храму паломники привезли икону Воскресения Господня, которую передали наместнику монастыря, игумену Феофилакту.

5. Воскресенский собор


6.


По пути в Иверский Святоозерский монастырь Патриарх Никон часто останавливался в селе Воскресенское-Сафатово, которое сильно возлюбил за его живописные виды. В этом подмосковном пейзаже святитель узрел сходство со Святой Землей. В 1656 году на выкупленных у боярина Романа Боборыкина землях им была создана Русская Палестина – пространственная икона Святой Земли. Так на месте подмосковных селений появились Вифания и Вифлеем, Назарет и Капернаум, речка Истра была переименована в Иордан, а на горе Сион возвысился Воскресенский монастырь – сердце Русской Палестины. А Галилейское море на том месте, на котором еще в XVII веке его мыслил Патриарх, появилось в самое неожиданное время и довольно необычным образом. В богоборческие годы XX века здесь открылось Истринское водохранилище, ставшее тем самым Галилейским морем.

7.


История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря во многом связана с личностью самого Патриарха Никона. Никита Минин родился в 1605 году небольшом селе в Нижегородской губернии. Детство у мальчика было не простое, ему пришлось испытать многие скорби, причиняемые ему злой мачехой. Но выпавшие на долю ребенка испытания закалили его характер, привили любовь к чтению богословских книг и Священного Писания. На богослужениях мальчик находил утешение для своей израненной души. В возрасте 12 лет Никита отправился послушником в Макариев Желтоводский монастырь.

Патриарх Никон (1605-1681)

(источник фото)

Спустя 6 лет его заставила вернуться в домой предсмертная просьба отца. Никита, дабы не огорчать родителя, взял на себя управление хозяйством и даже женился. С этого времени Никита стал служить приходским священником. В браке у будущего патриарха родилось трое детей, но всех их Господь призвал к себе еще в младенчестве. В этом скорбящий отец узрел знак Божий, и уговорил свою жену посвятить остаток земных дней служению Богу. Супруга Никиты приняла иноческий постриг, а сам он в возрасте 30 лет в Анзерском скиту на Соловках был пострижен в монашество с именем Никон.

8.


В 1643 году отче Никон стал игуменом Кожеезерского монастыря, а спустя три года состоялась его встреча с государем Алексеем Михайловичем. Исполненный духовной мудрости игумен так полюбился молодому царю, что тот пожелал оставить подвижника подле себя. Вскоре отче Никон был назначен архимандритом Новоспасского монастыря. Раз в неделю государь приглашал своего духовного учителя во дворец для душеполезных бесед. В 1649 году отче Никон был избран митрополитом Новгородским, а в 1652 году – Патриархом Московским и всея Руси.

Царь высоко ценил Патриарха за его мудрость, простоту, ревностное христианское служение и стремление к симфонии власти и церкви. По мысли святителя, и государство, и Церковь, выполняя свои функции, должны соединиться в единой, высшей цели – служении Господу Богу. Влияние Патриарха на царя было велико, по сути, он являлся первым советником государя. В частности, при активном содействии Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. С тех пор Патриарх именовался «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

9.


Святитель Никон вошел в историю как патриарх-реформатор. Он выправил церковные книги и упорядочил богослужения по греческому образцу. Сам Никон был строгим постником, аскетом, в быту носил самую простую одежду, под которой скрывались железные вериги. Требовательный к себе святитель был требователен и к другим пастырям «стада Христова». Большое внимание он уделял нравственному и духовному состоянию монашествующих и священнослужителей.

Патриарх Никон старался защищать и помогать всем невинно обвиненным и ущемленным. При святителе упорядочивалась система попечения о нищих и нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах.

Мудрый пастырь очень полюбился народу, его проповеди слушали, затаив дыхание, но вместе с тем росло и недовольство бояр. Никон происходил из простой крестьянской семьи, в то время как приближенная ко двору знать очень гордилась своим высоким происхождением. Патриарх открыто осуждал корыстолюбие, сребролюбие, зависть, гордыню и другие грехи и пророки, отчего многие бояре чувствовали себя уязвленными. Растущее недовольство порождало клевету и попытки избавиться от неугодного святителя, к которому так прислушивался царь.

10.


В 1657 году на освящении первого деревянного храма в честь Воскресения Христова присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Именно тогда он впервые отметил сходство новоустроенного монастыря со Святой Землей и нарек его Новым Иерусалимом. «Во истину благоволи Бог исперва место сие предуготовать на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму», - сказал государь, осматривая обитель с Елеонского холма. В 1658 году был заложен каменный Воскресенский собор. По замыслу Патриарха Никона в нем планировалось устроить 365 приделом по числу дней в году, правда, впоследствии этой идее не удалось воплотиться в полном объеме.

По мысли Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. При разработке проекта будущего собора патриарх Никон использовал заметки и подробные обмеры палестинской святыни, изложенные келарем Троице-Сергиева монастыря, иеромонахом Арсением Сухановым в «Проскинитарии», который он написал во время паломничества по Святой Земле. В январе 1665 года Арсений вернулся из своего последнего путешествия в Иерусалим, из которого привез заказанную по поручению патриарха Никона модель Храма Гроба Господня. Эта модель, выполненная из кипарисового дерева, была сделана разборной. Таким образом, можно было не только оценить внешний облик Храма Гроба Господня, но и изучить его внутреннее устройство.

11.


Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня.

Святитель строил Воскресенский собор как храм-проповедь. Все элементы в его фундаменте, стенах и крыше имеют свое значение. Каждый камень символизирует собой какую-либо добродетель. Стены собора сложены из тысяч таких камней, и именно столько и должно быть добродетелей. Плоская кровля собора означает, что все добродетели должна венчать Любовь – высшая добродетель, которая покрывает все остальные добродетели. Парапет-ограждение по краю плоской крыши означает, что даже если человек стяжает все добродетели и имеет ту самую Евангельскую Любовь, то ему все равно необходимо смирение, без которого он не сумеет удержаться на этой вершине.

12. Воскресенский собор


С 1658 года началось охлаждение в отношениях государя и Патриарха. Отче Никон, сняв с себя патриаршее облачение, удалился в свое любимое детище – Ново-Иерусалимский монастырь – и все силы направил на продолжение строительства пространственной иконы Святой Земли на Руси. В 1666 году святитель был вызван в Москву, где решением Собора был лишен сана Патриарха и простым монахом отправлен в ссылку сначала в Ферапонтов, а в 1676 году – в Кирилло-Белозерский монастырь. Стоит отменить, что церковные реформы Никона при этом были одобрены Собором.

13.


Строительство Русской Палестины со ссылкой ее основателя прервалось на 30 лет и возобновилось с началом правления Феодора Алексеевича. Царь желал восстановить святителя в сане Патриарха и просил его вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. Но отче Никону так и не суждено было вновь увидеть свою любимую обитель. Изнуренный долгими пятнадцатью годами ссылки святитель скончался 17 (30) августа 1681 года под Ярославлем по дороге в Москву.  Патриарха Никона, согласно его завещанию, похоронили в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора, устроенном непосредственно под «Голгофой». Гроб святителя нес сам царь Феодор Алексеевич. В 1682 году от всех четырех Восточных Патриархов в столицу были доставлены грамоты, снимающие с Никона все обвинения и восстанавливающие его в сане Патриарха всея Руси.

14.


Кроме Воскресенской обители Патриархом Никоном были так же устроены Иверский Святоозерский монастырь на Валдае, в котором хранился заказанный на Афоне список Иверской иконы Божией Матери, и Крестный Кийостровский монастырь, основанный по обету святителя в память о его чудесном спасении на Белом озере. Но именно Русская Палестина, пространственная икона Святой Земли, стала главным детищем его жизни. Патриарх Никон хотел создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному в те времена путешествию на Ближний Восток.

В период с 1685-го по 1698 год в западной части монастырского ансамбля были построены Трапезные, Больничные и Архимандричьи палаты, объединённые в конце XVIII столетия в единое здание.

15. Храм Рождества Христова с Трапезными палатами


Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. По распоряжению Императрицы Елизаветы Петровны собор был восстановлен после обрушения шатра ротонды в 1723 году и случившегося в 1726 году пожара. С 1749 года и вплоть до начала 1760-х годов был возведен деревянный шатер по проекту В.В. Растрелли. Все части собора украсились лепниной и живописью. Императрица Екатерина II так же благотворительствовала Воскресенской обители и пожертвовала средства для восстановления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие государи продолжали благоустраивать обитель и создавать в Воскресенском соборе приделы по случаю знаменательных событий в августейшей семье. Так в первой половине XIX века императорами Павлом I и Николаем I устроены два придела во имя Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

16.


В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества. Особенно увеличилось число приезжающих в обитель богомольцев с устроением поблизости Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году Ново-Иерусалимский монастырь посетило около 35 000 человек. На средства обители были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. Августейшая семья продолжала покровительствовать Русской Палестине и делала щедрые вклады в ее ризницу. Но…

Наступил 1917 год, а вместе с ним пришли к власти и богоборцы, на долгие десятилетия принесшие в святые обители земли русской хаос и запустение. То, что некогда строилось всем миром, где на протяжении многих века молилось не одно поколение русских людей, в одночасье было разорено, разграблено, разрушено и убито.

17.


В 1919 году монастырь был закрыт, а через несколько лет перешел в ведомство музея. Наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату, где находятся и поныне. Советскими властями были изъяты и переплавлены все колокола Воскресенского собора, за исключением большого Трехсвятского колокола, одного среднего и одного малого колоколов.

В летописи обители, как и в бытии многих других русских монастырей и храмов, кровавыми чернилами вписаны имена многих мучеников, пострадавших от рук богоборческой власти за верность Христу. Среди невинно убиенных насельников обители значится архимандрит Серафим Чичагов, который в 1904-1905 годах был настоятелем Воскресенского монастыря. В ноябре 1937 г. его, уже немощного старца, на носилках принесли на Бутовском полигон, где расстреляли и погребли в общей могиле вместе с другими жертвами христоненавистнической власти. Так же в сонме новомучеников и исповедников Российский прославлены священномученик архиепископ Тихон (Никаноров), управлявший обителью с 1906 по 1912 гг, и епископ Иона (Лазарев).

18.


В 1941 году в Ново-Иерусалимский монастырь пришли фашисты. В декабре саперы 614-го полка дивизии СС «Райх», отступая под натиском советских войск, взорвали колокольню, центральную главу и шатер ротонды Воскресенского собора. Считалось, что фашисты целенаправленно уничтожали духовные и культурные памятники, следуя идеям Розенберга, гласящим, что «народ, потерявший памятники своей культуры, через два поколения перестает существовать как нация».

Стоит отметить, что уже в 1942 году, когда еще шли самые ожесточенные бои за Родину, началась разработка проекта по восстановлению города Истры и вместе с ним Ново-Иерусалимского монастыря. С 50-х годов шла постепенная реставрация обители, но до восстановления былого величия потребовалось еще более полувека.


19. Внутри Воскресенского собора


Долгожданное возвращение православным их святыни состоялось в 1994 году. С тех пор началось длительное и крайне тяжелое восстановление поруганной обители. Реставрационные работы полностью завершились лишь в 2016 году, и теперь Русская Палестина поражает паломников и туристов своим величием и благолепием.

20.


Согласно замыслу Патриарха Никона внешняя, вещественная красота Ново-Иерусалимской обители должна была напоминать верующим о невещественной, неземной красоте Царствия Небесного. Такие мысли о жизни вечной направлены побуждать в христианах стремление к тому, чтобы исправить свою душу посредством поста, молитвы, покаяния, дел Любви, дабы по истечении отведенного земного срока по великой Милости Божией оказаться достойными войти во Царствие Небесное.

Пройдя экскурсией по Воскресенскому собору, паломники вспоминали главные события последних земных дней Христа, Крестные страдания Спасителя и Торжество Жизни над смертью – Его Воскресение. Экскурсия началась с посещения церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. С правой стороны устроено подобие Темницы, в которой на горе Голгофе держали узников, ожидавших исполнения вынесенного им приговора. Здесь находятся Узы Господни - подобие камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были закованы ноги Спасителя.

21. Темница Господня с каменными узами Спасителя


22.


Именно в Успенском приделе в 1681 году происходило отпевание Патриарха Никона, после чего его тело было погребено в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

23.


24.


Далее паломники, вспоминая Крестный путь Христа, побывали в приделах Страстей Господних: церкви Написания титла, освященной в честь Лонгина Сотника, приделе разделения риз Господних и церкви поругания Господня.

25.


«Когда неправда обвиняет,
Мы поминаем Божий суд:
Напрасно молнии сверкают,
Людские громы не убьют…
А нет, выходит, не напрасно.
Страстну́ю знаем наперёд.
И к смерти рабской и ужасной
Жребя́ Царя царей несёт.
Вон исцелённые стоят,
С детьми осанною гремят.


26.


О люди! По любому счёту
Мы не имеем права жить!
Речь не о тех, кто в нечистотах,
О мёртвых что и говорить!
Да как же так могло случиться,
Что Жизнь никто не защитил?
Мир потому самоубийца,
Что выбор свой не отменил.
Глаза от Правды отвернул
И в развлеченьях утонул.


27.


Листвой, одеждой застилают
Дорогу в Иерусалим!
Шумят, бегут, провозглашают…
День ликованья! А за ним –
Демократичный суд Пилата,
Архиерейская молва,
Правозащитные солдаты,
И терноносная Глава!
Ведь знают, что Его распнут,
И до́смерти пред смертью бьют!


28.


29.


Зачем прибиты ноги, руки?
Пилаты, старцы там и тут.
Иного Рима недоумки
Порядок новый стерегут.
А мы, идущие за Светом?
Не жалим ли Его Главу?
Давно устал быть в мире этом
Да вот наказан, всё живу!
Видать, моей нечистоте
Там места не нашлось нигде.


30.


Иеромонах Роман (Матюшин), «Вход Господень в Иерусалим», 20 апреля 2008 г., скит Ветрово.

Из приделов Страстей Господних паломники поднялись по каменной лестнице, именуемой Жалостный путь.

31. Лестница на Голгофу


32. Жалостный путь


В северной части придела устроено лобное место - Голгофа. В центре установлен кипарисовый Крест, на котором был распят Спаситель. Глубокая трещина в каменном основании символизирует разверзшиеся камни в момент смерти Спасителя на Кресте.

33. Подобие Голгофы


34.


35.


Как гласит Евангелие, после распятия Иисуса праведный Иосиф Аримафейский обратился к Пилату с просьбой позволить ему забрать Праведное Тело Христово для погребения по иудейским традициям. Пилат не воспротивился, и Иосиф с другим учеником Спасителя, Никодимом, обвили Тело Спасителя пеленами с благовониями и положили Его в гробницу. По иудейской традиции гробница была устроена в пещере, и, как гласит предание, Иосиф положил Тело Спасителя в ту пещеру, которую изначально готовил для себя.

36. Камень миропомазания


Согласно традиции, во время богослужения в Великую Пятницу с Голгофы спускают Святую Плащаницу и кладут ее на камень миропомазания. Плащаницу покрывают лепестками роз, которые впоследствии раздают верующим.

37. Камень миропомазания


«Сердцем» Воскресенского храма является Живоносный Гроб Господень, расположенный внутри Кувуклии. Это священное место погребения и Воскресения Христа. Само слово «кувуклия» в переводе означает «спальня», «опочивальня». Вход в Гроб Господень осуществляется через придел Ангела. Рядом с входом в Гробницу лежит большой камень, который, согласно Евангелию, был отвален в момент Воскресения Спасителя. Изначально камень соответствовал по размерам входному проему, но постепенно от него отделяли части для передачи в другие храмы. Подобие камня в Воскресенском монастыре соответствует размерам камня в Иерусалиме на начало XVII века.

38. Кувуклия Гроба Господня


39. Кувуклия Гроба Господня


Когда Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами пришли ко Гробу, чтобы помазать Тело Учителя маслами и благовониями, они обнаружили камень отодвинутым от входа в пещеру. Внутри девы не обнаружили Спасителя и недоумевали по этому поводу. Перед ними предстали два мужа в блистающих одеждах, которые возвестили, что Тот, Которого они ищут, воскрес, как то и было сказано в пророчестве. Мария Магдалина и другие поспешили возвестить благую весть Апостолам.

40. Кувуклия Гроба Господня


41.


Помолившись перед Гробом Господнем паломники отправились в придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, где 26 августа 1681 году был похоронен Патриарх Никон.

42. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи


До наших дней сохранились белокаменное надгробие и плита со стихотворной эпитафией.

43.


В 1936 году гробница патриарха была кощунственно вскрыта богоборцами. Какова была дальнейшая участь мощей Святейшего, к сожалению, не известно. Но к месту погребения патриарха все равно приходят паломники и получают помощь по своей вере и Воле Божией.

44.


45.


46.


47.


48.


49.


В подземную церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены ведет лестница из 33 ступеней по количеству лет земной жизни Спасителя.

50.


Царица Елена была христианкой и воспитала в своем сыне, святом императоре Константине Великом, уважение к христианству. После того, как Константин стал императором Галлии и Британии, он первым делом объявил в подвластных ему землях свободу вероисповедания, что вызвало гнев и ненависть у языческих правителей. Константин молил Бога о каком-нибудь знамении, которое воодушевило бы его войско на борьбу с многочисленными противниками. И Господь ответил на его мольбы, послав в небе знак в виде сияющего Креста с надписью «Сим Побеждай». Став полновластным императором Римской империи, Константин распространил эдикт о веротерпимости повсеместно. Для христиан это было великое событие, так как спустя несколько веков они, наконец, получили возможность открыто исповедовать Веру Христову. Император Константин так же перенес столицу в Византию, названную впоследствии по его имени Константинополем.

Усилиями христолюбивых Константина и Елены в 326 году в Иерусалиме была обретена великая святыня - Животворящий Крест Господень, на котором Спаситель был распят за грехи мира сего.

51. Церковь святых равноапостольных Константина и Елены


Возрождалась и развивалась обитель во многом благодаря ее щедрым благодетелям. В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина).

В северной части подземной церкви находится придел в иконы Божией Матери "Утоли мои печали", устроенный на средства семьи Суворовых. Здесь погребены супруга великого полководца А.С. Суворова и их единственный сын Аркадий.

52.


Паломники спустились в пещеру Обретения Животворящего Креста Господня, где находится кладезь "Живоносный источник". Ров под фундамент подземной церкви был выкопан еще при Патриархе Никоне. В это же время здесь открылся святой источник. Путники с благоговением испили и набрали с собой святой воды.

53.


Перед отъездом паломники помолились перед ковчегом с частицей мощей святой мученицы Татианы

54. Ковчег с частицей мощей святой мученицы Татианы


Паломничая по святым обителям Радонежья, путники побывали в скиту Параклит, в котором был пострижен в мантию инок Платон (Извеков), будущий Патриарх Пимен. Завершить свой рассказ о двухдневном паломничестве «Радонежье», проводимом мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией Мототуризма России, мне бы хотелось словами Святейшего Патриарха Пимена, сказанными им на проповеди в день празднования Входа Господня в Иерусалим в 2004 году: «Если бы мы, дорогие братья и сестры, могли взять Крест Господень на себя, то, как говорят святые отцы, на земле был бы рай. Взять на себя Крест Господень — это значит следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа. Если Он страдал за нас, то и мы должны страдать друг за друга. Если Он свои страдания предпринимал для нашего спасения, то и мы должны предпринимать посильные труды для спасения наших ближних, совершать дела христианской любви».

55.


Завершилось паломническая поездка там же, где и началась днем ранее – в Московском Байк-Центре, в который паломники прибыли поздним вечером. Маршрут паломничества «Радонежье», путевые заметки и контакты переданы в Паломнический Центр Московского Патриархата, чтобы следующие странники могли пройти путями преподобных Сергия, Никона и Антония Радонежских, преподобных Кирилла и Марии, Патриарха Никона и других святых Русской Земли. Примечательно, что все места, куда довелось зайти участникам паломничества так или иначе связаны с преподобным Сергием, Игуменом земли Русской.

Нам не ведомо, какие небесные покровители молили о нас Спасителя, но благодать от соприкосновения с великими святынями изливалась в сердце, и это по своему ощущали все участники паломничества. Заглянуть в чужую душу не дано человеку, но хочется надеяться, что каждый вернулся из паломничества изменившимся, приобретя что-то ценное лично для себя и для своей души. Впереди предстояла Страстная Седмица – самая строгая и проникновенная неделя перед праздником Светлой Пасхи. Господь взошел на Крест ради нас… И именно в этот период, когда сердце православного разрывают боль и скорбь от сопереживания Христу и от осознания своей греховности, хочется особой поддержки - пищи духовной, - которая сможет дать духовных сил, чтобы подготовиться к Светлому Пасхальному Воскресению и укрепиться на непростом пути ко Христу. Вероятно, паломничество по святым местам, совершаемое с чистым сердцем, может стать одним из таких источников духовной трапезы, насыщающей и исправляющей душу.

Обращение русских к своим святыням и истории – не только полезное, но и крайне необходимое занятие в сегодняшнее, непростое время повальной подмены духовных ценностей на материальные. Отовсюду – из газет, журналов, телевизора, интернета, льется поток информации о том, что необходимо стяжать, копить и приобретать материальные блага. В погоне за ними, человек забывает о том, что существует нечто большее, чем новый автомобиль, смартфон или сапоги. Человек по сути перестает быть человеком, а становить пустой оболочкой, бездушным манекеном для презентации лейблов и статусов перед такими же манекенами. Лучше всех процесс Православного бытия отобразил Серафим Саровский, сказав: «Занимайтесь по жизни стяжательством Духа Святого», подразумевая получения благодати через молитву, пост и, наверное, паломничество.

В паломничество отправляются совершенно разные люди, как и довольно опытные в духовной жизни, так и те, кто только делает первые шаги на пути ко Христу. И безусловно, для каждого приобщение к святыням имеют свою пользу.

Я хочу от всего сердца поблагодарить за полученную радость от соприкосновения со святынями древнейших обителей Московской области Федерацию мототуризма России, Евгения Строгова, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Гурия, руководителя паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря Наталию Баратову и всех участников паломнической поездки: Дмитрия Добрована, Сергея Романовского и его дружную семью, Юлию Пивкину, Игоря, Геннадия и других участников, - и пожелать Божией Помощи, Покрова Пресвятой Богородицы и помощи Ангела Хранителя.


Другие рассказы о паломничестве "Радонежье":

1. Спасо-Вифанский монастырь
2. Храм св. Марии Магдалины
3. Гефсиманский Черниговский скит
4. Скит Параклит
5. Сергиевский скит
6. Покровский Хотьков монастырь
7. Спасо-Преображенский храм в Радонеже



Tags: #Истра, #Московскаяобласть, #Подмосковье, #Радонежье, #Россия, #ФедерацияМототуризмаРоссии, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествия, #святые, #фото, #фоторепортаж, #храмы, Истра, Ново-Иерусалимский монастырь, Ночные Волки, Радонежье, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments