Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество «Ратные поля России»: Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь

Накануне праздника Великой Победы из Московского Байк-центра стартовал культурно-исторический автомотомарш «Ратные поля России». Пробег по местам воинской славы и духовного подвига подвижников благочестия объединил несколько десятков участников из разных городов России, которые пожелали отдать дань памяти своим героическим предкам и ближе познакомиться с историей своей Родины. С 29 апреля по 6 мая путники побывали на трех ратных полях России: Бородинском, Прохоровском и Куликовом, совершили паломничество в Тихонову, Оптину и Курскую Коренную пустыни и посетили три пещерных монастыря Воронежской и Белгородской областей.



«Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» - сказал Христос (Ин. 14:6). Жизнь христианина – это путь следования за Христом. Это духовный путь, который порой оказывается сопряженным с материальным миром. Господь, желая каждому спасения, ставит человека в разные обстоятельства, которые являются наилучшими для его спасения, хотя сам человек это долгое время может и не понимать.

«Паломничество или странничество – очень древнее явление. К храмам люди шли пешком за многие километры. Невзирая на плохую дорогу, ветер, дождь или палящее солнце. Мотоциклетное паломничество приближено к тем условиям и также связано с отказом от всяческих удобств: мотоциклисты испытывают все те же невзгоды. Мы совершаем путешествия во славу Божию, но не всегда дороге благоволят погода или транспортное средство. Оно может сломаться, что создает дополнительные проблемы. Этот отказ от комфорта и есть смысл паломничества. Усиление духа происходит в том числе и за счет дискомфорта психологического. Нужно уметь находить общий язык друг с другом, ведь в колонне едут совершенно разные по характеру люди. Нужно уметь подчиняться тому спартанскому укладу жизни, который существует в монастырях. Кода эти неудобства длятся (а они могут продолжаться неделю-две), это серьезные испытания для человека», - поделилась председатель комиссии женского мототуризма Федерации мототуризма России и руководитель пробега «Ратные поля России» Марина Миндолина. (1)



На мой взгляд, само паломничество начинается с зарождения намерения отправиться в странствие, желания потрудиться и исправиться ради Христа. И в этом смысле обдумывание деталей поездки, сбор вещей, сама дорога в обитель являются не менее значимыми этапами паломничества, чем непосредственное поклонение святыне. Ради чего человек отправляется в путь? Какой смысл он вкладывает в свое путешествие? С какими мыслями он отравляется в дорогу? Готов ли он определенным образом потрудиться или ожидает «православный all inclusive»? Готов ли отказаться от привычного комфорта и излишних мирских благ, ради того, чтобы провести время в общении с Богом? Стремится ли он своим сердцем ко Христу, или же ему нужен некий удобный «карманный бог», время от времени исполняющий желания и не требующий ничего взамен.

Здесь хочется привести слова епископа Покровского и Николаевского Пахомия (Брускова): «Духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. <…> Паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному» (2).



Путешествие, планируемое изначально как обычный отдых, вдруг может стать настоящим паломничеством. И в то же время без некоего сердечного стремления к Истине, к Богу, поездка по святым местам превращается в обычный туризм, который кроме мимолетных впечатлений и эмоций не принесет никакой пользы для души человека. Дорога – это средство, инструмент, который, благодаря временному отрыву от привычного уклада жизни, помогает заглянуть вглубь своего сердца, переосмыслить свою жизнь, свои потребности, посмотреть на природу некоторых вещей и событий под новым ракурсом.

Как бы тщательно человек ни готовился к поездке, в дороге он убеждается в том, что ничто не происходит без Божией воли или попущения на то.

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены», - учил Спаситель (Мф. 10:29)

Свобода, единственная абсолютная свобода, заключается в свободе духовного выбора человека между добром и злом. Все остальное – лишь права и обязанности, придуманные людьми и непостоянные в пространстве и времени.

В дороге это ощущается самым явным образом. Если человек отправляется в путь с подобным настроем, то и дорога, и попутчики, и различные ситуации в пути, могут стать для него посланными Богом учителями, помогающими найти ответы на волнующие вопросы, увидеть свои немощи и сделать шаг навстречу Богу. Как сказал блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».



В том, что маршут автомотопробега «Ратные поля России» соединил посещение мест воинской славы с посещением православных монастырей и храмов, заложен глубокий смысл. Понятие «отечество» священно для верующего человека. По словам апостола Павла от Бога «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 15), и наша обязанность – хранить и умножать Божие достояние. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». Защищать свое Отечество – священный долг. Ратный подвиг неразрывно связан с подвигом духовным, он проистекает из него. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. «15:13)», — гласит Священное Писание.



Утром 29 апреля колонна паломников отправилась из Московского Байк-центра в Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь. Так случилось, что уже в день старта паломничества группе предстояло столкнуться с первыми сложностями. Пробки на выезде из столицы и некоторые капризы техники стали для участников пробега первыми «тренажерами смирения» и проверкой твердости намерения совершить паломничество. В Ферапонтов монастырь группа прибыла с опозданием, но была радушно встречена игуменом обители Авелем (Пивоваровым).



Председатель совета Федерации мототуризма России Евгений Строгов рассказал отцу настоятелю о маршруте паломничества и деятельности Федерации мототуризма. Мотоциклисты даровали храму монастыря иконы преподобного Сергия Радонежского. Отец Авель тепло попрощался с путниками, благословил их в дорогу и пригласил приезжать вновь.





Лужецкий Ферапонтов монастыря является одним из старейших монастырей страны и единственным уцелевшим из 19-ти Можайских монастырей. Обитель была основана заботами князя Андрея Димитриевича Можайского, приходящегося сыном князю Димитрию Донскому, и молитвенным подвигом и трудами святого преподобного Ферапонта Белозерского.





В 1408 году собеседник и духовных друг преподобного Сергия преподобный Ферапонт основал на местности, издревле называемой Лужками, обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Произошло это через 11 лет после основания им другой обители - Белозерского Ферапонтова монастыря. Видимо, очень по душе был преподобному Ферапонту праздник Рождества Царицы Небесной, что и вторую основанную им обитель он построил в его честь. Кроме того, этот праздник особо почитал и Можайский князь Андрей Димитриевич. Именно в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году на Куликовом поле его отец, великий князь Московский Димитрий Иванович, одержал победу над Мамаевым полчищем.

Преподобный Ферапонт, основатель Лужецкого Ферапонтова Богородице-Рождественского монастыря, родился около 1337 года в Волоке Ламском в дворянской семье Поскочиных. В крещении мальчика нарекли Федором в честь Феодора Начертанного.

Стремясь к уединению и безмолвию, уже в зрелом возрасте Федор Проскочин пришел в Московский Симонов монастырь. Игумен обители преподобный Феодор (племянник преподобного Сергия Радонежского), видя искреннее желание Проскочина посвятить себя служению Богу, постриг его в монахи с именем Ферапонт.


Святой преподобный Ферапонт Белозерский

В Симоновом монастыре преподобный Ферапонт сблизился с преподобным Кириллом Белозерском. Вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духовные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего Симонову обитель.

Однажды, выполняя послушание, преподобный Ферапонт совершил путешествие в Белозерский край. Суровый север с его дремучими лесами и непроходимыми болотами очень полюбился подвижнику. В этом живописном и далеком от мира уголке он видел место, удобное для безмолвной, уединенной иноческой жизни, к которой тяготел с самых юных лет.



Пока преподобный Ферапонт совершал свое странствие по далекому краю, его духовному другу и спостнику преподобному Кириллу было дано указание свыше. Преподобный Кирилл пел акафист перед иконой Пресвятой Богородицы, как вдруг послышался голос Царицы Небесной: «Кирилле! Изыди отсюда и иди на Белоозеро, там Я уготовала тебе место, на котором возможешь спастись».

По возвращении в Симонов монастырь преподобный Ферапонт с любовью рассказал другу о том, что видел в северных землях. Вскоре с благословения игумена оба инока удалились из монастыря и отправились на Белое озеро, где отыскали тихое, уединенное место, указанное преподобному Кириллу самой Царицей Небесной, и, помолившись Всевышнему, заложили скромное жилье. Было это в 1397 году, когда обоим подвижникам было по 60 лет от роду.





Первое время молитвенники подвизались вместе, разделяя все тяготы жизни в суровом крае. Позже преподобный Ферапонт испросил у своего друга и наставника разрешения удалиться, чтобы подвизаться в одиночестве и безмолвии. Получив благословение преподобного Кирилла, отче Ферапонт перешел на новое место, расположенное в 15-ти верстах от прежнего, между Бородавским и Павским озерами. Там он устроил для себя скромную келью, насадил овощей для пропитания, и, терпя многие лишения, проводил дни и ночи в посте и молитве. Неоднократно преподобный подвергался нападению разбойников, но каждый раз он смиренно уповал на помощь Господа нашего и Пресвятой Богородицы, и, в конце концов, грабители оставили его в покое.

Постепенно молва о боголюбивом, смиренном отшельнице разошлась по земле Русской, и к преподобному Ферапонту стали приходить люди, жаждущие утешения и желающие подвизаться под его духовным руководством и наставничеством. Вскоре по благословению святителя преподобный Ферапонт возвел храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По Божиему устроению к отшельникам присоединился один священник, что сделало возможным совершать в возведенном храме богослужения. Так образовалась обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, однако сам преподобный Ферапонт по своему глубочайшему смирению отказался от сана игумена, и избрал настоятеля из своих учеников, которому повиновался во всем.

В новоустроенной обители сначала была заведена общая трапеза, а вскоре – установилось полное общежитие.


Колокольня с усыпальницей рода Савеловых

Слух о Кирилловой и Ферапонтовой обителях и их благочестивых старцах дошел и до Можайского князя Андрея Димитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского. Боголюбивый князь имел горячее желание устроить подобную обитель возле Можайска, но никак не мог найти подходящего для этого дела устроителя.

В 1408 году князь отправил гонца к преподобному Ферапонту с просьбой его прибыть в Можайск. Тяжело было белозерскому подвижнику решиться покинуть обитель и любимую братию, но внемля уговорам княжьего посланника и советам братии, он со смирением отправился в дальнее путешествие. Несмотря преклонный возраст (преподобному тогда шел 71-й год), хранимый Господом Богом и Пресвятой Богородицей отче Ферапонт благополучно добрался до Можайска.



Князь поделился со старцем своим желанием устроить близ города монастырь, где славили бы имя Господа и молились за землю Русскую. Кроткий и смиренный инок счел себя недостойным для такого великого дела и молил князя позволить ему вернуться в его скромную келью в Белозерской пустыни. Но князь долго и слезно упрашивал преподобного Ферапонта остаться и обещал до скончания своих дней не оставлять попечения о Белозерской обители и ее насельниках. Тогда со словами «Воля Господня и Пречистой Богоматери да будет над нами!» отче Ферапонт утешил князя, согласившись помочь в исполнении его благочестивого намерения.



Вскоре недалеко от Можайска, в местечке Лужки, на правом холмистом берегу Москвы-реки, в память о Белозерской обители преподобный основал монастырь с главным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Князь Андрей Димитриевич щедро помогал строительству и благоукрашению монастыря. По благословению святителя Фотия, митрополита Московского, в обители была установлена архимандрия, и преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.

В Лужецкой обители преподобный Ферапонт прожил 18 лет и 27 мая 1426 г. на 90-м году жизни представился ко Господу. Тело святого было погребено у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. В 1514 году состоялось обретение нетленных мощей преподобного, а в 1547 году преподобный Ферапонт был причислен к лику святых. В конце XVI века над гробом великого подвижника возвели церковь в честь Иоанна Лествичника. В советское время церковь, где под спудом нашел упокоение святой старец, была разрушена. Вторично мощи преподобного Ферапонта были обретены 26 мая (8 июня) 1999 г. и перенесены сначала в надвратную Преображенскую церковь, а затем - в собор Рождества Пресвятой Богородицы, где сейчас и пребывают для поклонения верующих.


Рака с мощами преподобного Ферапонта Белозерского в Богородице-Рождественском монастыре

Более 600 лет прошло со дня основания монастыря. За это время он повидал и перенес немало.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Именно по ходатайству святителя Макария основатель Можайского Лужецкого монастыря преподобный Ферапонт Белозерский был прославлен в лике святых. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру святитель Макарий сделал щедрый вклад, на который в период 1526-1542 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом.


Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы


Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы


В соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы



В 1506 году великий князь Московский Василий III пожаловал монастырь тарханную грамоту, освобождающую обитель от податей. Впоследствии упомянутую тарханную грамоту подтверждали цари Иван Грозный (в 1551 году) и Михаил Федорович Романов (в 1623 году).

В 1559 году, в разгар Ливонской войны, обитель посетил царь Иван Грозный.



Тяжелые испытания выпали на долю обители в годы Смуты. В 1617—18 годах под Можайском стоял польский королевич Владислав с артиллерией, которая варварски уничтожала все на своем пути. Лужецкая обитель подверглась полному опустошению, а архимандрит Митрофан был убит. Восстановление монастыря началось в 1627 году благодаря щедрым пожертвованиям царь Михаила Федоровича, Патриарха Филарета и князя Дмитрия Пожарского.

Длительное строительство и возрождение обители завершилось к концу XVII века, но совсем скоро монастырь ждали новые испытания. Начало Северной войны было не самым удачным для русского войска, и по приказу Петра I медь для новых орудий стали добывать из церковных колоколов. Со звонницы Лужецкого монастыря для нужд фронта была «взята четвертая доля со всего веса колоколов целых и битых, и эта часть состояла из 50 пудов с фунтами».


Монастырская колокольня и надвратная церковь Преображения Господня



В 1717 в монастыре случился пожар, повредивший многие монастырские строения, включая храм Иоанна Лествичника, возведенный над местом погребения преподобного Ферапонта. Восстановленный после пожара храм был переосвящен в честь основателя обители преподобного Ферапонта.

Во время секуляризации церковных землей монастырь был причислен ко II классу.

1812 год стал временем тяжелых испытаний для обители. Ферапонтов монастырь оказался на пути следования французских войск. Накануне Бородинского сражения братия, по приказу русского командования, покинула родную обитель, перебравшись на Волгу, в Толгский монастырь под Ярославлем. В Лужецком монастыре тем временем расположился штаб вестфальского корпуса генерала Жюно. Безбожные завоеватели подвергли монастырь варварскому разграблению и надругательству. При отступлении французы хотели взорвать его. Но по Божиему устроению сразу после отхода неприятеля в соборную церковь подоспел штатный служитель монастыря, крестьянин Иван Матвеев, который, увидев горящий иконостас и мешки с порохом на окнах храма, успел вынести все мешки на безопасное расстояние.

После победы русских войск над армией Наполеона, братия вернулась в полностью опустошенный монастырь. Монастырский казначей иеромонах Иоасаф так описал состояние обители по возвращении в нее: «…по прибытии моем… нашел: церковь Рождества Пресвятыя Богородицы всю сожженную, даже и щекотура вся со стен обвалилась; в алтаре, на горнем месте, по правую сторону стоял резной крест и остался цел, только окопчен, а по левую сторону образ Владимирския Богородицы сгорел; а монастырь весь завален мертвым скотом, который при побеге французами был расстрелян; теплая церковь ограбленная – Введение во храм Пресвятыя Богородицы, в которой рожь молотили, иконостас и святыя образа целы, только в образа множество набито железных гвоздей, в церкви же преподобного Ферапонта была столярня, полна стружек, надгробный преподобного Ферапонта образ снесен; рака, балдахин, иконостас и святые образа все целы, престол и жертвенник унесены, которую вычистили, освятили воду и окропили и начали служить часы, вечерню и утреню, чем народ весьма был обрадован». Восстановление монастыря заняло около пяти лет.



XX век, век безбожья, отплясался на стране. Не миновала страшная участь и Лужецкую обитель. в 1918 году монастырские постройки заняла красноармейская караульная рота. Постепенно монахов изгнали из обители, а в кельях были утроены коммунальные квартиры. В 1922 году Советской власти удалось сделать то, что не смогли сделать иноземные захватчики: часть братии монастыря была разогнана, часть - репрессирована, а монастырь закрыт на долгие годы.

В начале 1930-х годов в обители разместилась колония для малолетних преступников. Позже ее сменила фурнитурная фабрика. Молитвы и божественные песнопения сменил рокот станков. В 1941 году в Лужецком монастыре, захваченном фашистами, был устроен лагерь для военнопленных. Обитель стремительно ветшала и разрушалась, так был полностью утрачен Ферапонтов храм.

Эпоха богоборчества канула в лету, и в 1994 году Можайский Лужецкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С этого времени началось его длительное восстановление из руин.

Попрощавшись с отцом Авелем, паломники отправились в музей-заповедник «Бородинское поле», где приняли участие праздничном мероприятии, посвященном дню памяти М.И. Кутузова.



Tags: #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #ратныеполяроссии, #федерациямототуризмароссии, Ночные Волки, Ратные поля России, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky январь 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments