Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Международный мотомарш "Славянский мир - 2018": Сербия - Косово

Продолжаем рассказ о Международном мотомарше «Славянский мир 2018».



Из сербского монастыря Йованья в монастырь Лелич.

27.06.2018
Сербия, монастырь Лелич


В обители участников мотопробега радушно встретила братия монастыря. По приезду в обители паломники поспешили приложиться к мощам святителя Николая Сербского.
Мотоциклисты передали в дар монастырю привезенную из России икону св. Серафима Саровского, а насельники обители в ответ вручили каждому участнику группы по иконке св. Николая Сербского.
После этого группе провели экскурсию по обители и рассказали историю ее основания и святых подвижниках.















Монастырь Лелич - один из самых новых, но одновременно и самых красивых и наиболее благоустроенных обителей в Сербии. Находится он неподалёку от города Вальево - в селе Лелич.

Основан монастырь святителем Николаем (Велимировичем) и его отцом Драгомиром, уроженцами села Лелич. Своим трудом и на собственные средства они построили церковь в честь святого Николая Чудотворца, которую освятили на Преображение в 1929 г. Храм был расписан сразу после строительства знакомыми владыки Николая - художниками Крсто и Рафаилом Николичами из Лазарева Поля в Македонии. Они же расписали и 4-х рядный иконостас.

Позднее, в том числе и в наши дни, были построены другие монастырские объекты, превратившие обитель в единое целое.

Владыка Николай (Велимирович) упокоился 18 марта 1956 г. и был похоронен в сербском монастыре в Либертвилле, близ Чикаго. Его мощи были перенесены в Лелич из Америки 12 мая 1991 г. и помещены в ковчег у южной стены храма. Для сербского народа возвращение мощей любимого владыки было великим праздником. С тех пор Лелич стал местом паломничества православных сербов.
В 1996 г. приходская церковь с. Лелич обращена в монастырь.

Во дворе монастыря стоит красивая часовня, воздвигнутая владыкой Николаем в качестве своей усыпальницы. Сейчас в ней похоронены некоторые Велимировичи, например владыка Йован (Велимирович), епископ Шабачско-Вальевский.

Также на территории монастыря действует музей владыки Николая, созданный в 1991г.
Святитель Николай Епископ Охридский и Жичский (1880-1956) - видный богослов, религиозный философ, организатор народного движения в межвоенной Сербии, почетный доктор нескольких мировых университетов, сербский духовный писатель. Будущий святитель Николай родился в многодетной крестьянской семье. Он получил прекрасное образование: окончил гимназию в городе Валево, Белградскую духовную семинарию, получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, окончил философский факультет Оксфорда. В 1910 г. святитель Никалай поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.



Во время Первой мировой войны Николай Сербский окормлял солдат и до конца войны отдавал всё свое жалованье на нужны государства и раненых.

25 марта 1919 года иеромонах Николай избран епископом Жичским, а уже в конце 1920 году переведен на Охридскую епархию. Именно возглавляя Охридскую и Жичскую кафедры владыка Николай развил во всей полноте свою деятельность по всем направлениям церковной жизни, не оставляя при этом и богословско-литературных трудов.

Владыка активно поддерживал связь с простыми верующими людьми и движением «Богомольцы», восстанавливал запустевшие святыни, полуразрушенные монастыри Охридско-Битольской и Жичской епархий, приводил в порядок кладбища, памятники, поддерживал благотворительные начинания. Особое место в его деятельности занимала работа с детьми бедняков и сиротами. В приютах, открытых в разных городах, содержалось около 600 детей. Можно сказать, что епископ Николай был великим обновителем евангельской, литургической, подвижнической и монашеской жизни в традициях православного Предания.

Во время своего архипастырства Николай Сербский сделал очень много для духовного просвещения сербов. Николая Сербский миссионерствовал и за пределами Сербии: он много проповедовал, читал лекции в Европе, Америке.

Во время Второй мировой войны фашисты сначала «опасного» для них пастыря перевели в монастырь Любостиню, затем – в монастырь Войловица, а в 1944 году вместе с 14 патриархом Сербским Гавриилом поместили в концентрационный лагерь Дахау, где они оставались до конца войны посадили его в Дахау.

По окончании войны из-за прихода к власти в Югославии коммунистов, записавших святителя в ряды народных предателей, владыка Николай Сербский был вынужден эмигрировать в Америку. Тем не менее, сербский народ со вниманием следил за деятельностью святителя за границей, с любовью внимая его устному и письменному слову. В США владыка Николай преподавал в семинарии святого Саввы в монастыре Либертвилль, академии святого Владимира в Нью-Йорке, в русских семинариях – Свято-Троицкой в Джорданвилле и Свято-Тихоновской в Саут-Канаане, в Пенсильвании. Последние месяцы жизни святителя Николая Сербского прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где он и скончался. Еще в 1958 году святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) назвал владыку «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия». Действительно, творения святителя Николая отличаются поэтичностью, образностью, красноречием. Его почитают в Сербии повсеместно. Повсюду: в каждой церкви, в каждом книжном магазине есть его книги.



«Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, - писал владыка Николай в 1932 году. - Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего.... Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..»

19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Общецерковное прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре.

8 мая 2004 года в Шабацкой епархии был освящен первый монастырь в честь святителя Николая Сербского. В этой обители находится музей святителя и «Дом владыки Николая».

















Монастырь Челие

Из Лелича мотоциклисты отправились в близлежащий монастырь Челие.
Сестрам обители участники марша передали привезенную из России икону преподобного Сергия Радонежского. После поклонения святому Иустину (Поповичу) мотоциклисты познакомились с историей монастыря и полюбовались красотой храмов и окружающей природы.
Перед отъездом сестры угостили путников замечательным кофе и подарили всем по иконе святого Иустина.







Челие - действующий женский православный монастырь в Сербии. Точное время основания монастыря не известно. Согласно историческим сведениям монастырь основан в средние века, а народные предания его основание связывают с королём Сремским Стефаном Драгутином (1282—1316).

В эпоху турецкого владычества монастырь часто разрушался и сжигался, но вновь отстраивался. В XVIII в. монастырь играл важную роль в жизни Вальевской нахии. Во время первого сербского восстания (1804—1813) в монастырских постройках располагалась военная больница. В XIX в. при правлении Милоша Обреновича в монастыре была основана начальная школа, которая стала одной из первых в Сербии. Позже в этой школе учился святитель Николай Сербский (Велимирович), который родился в соседнем селе Лелич.

В 1837 г. монастырь Челие был превращён в приходскую церковь, а в 1928 г. решением Священного Архиерейского Синода обитель была преобразована в женский монастырь.

С 1948 по 1979 гг. духовником монастыря являлся отец Иустин (Повович). 2 мая 2010 г. он был канонизирован как святитель Сербской православной церкви под именем Иустин Новый (Челийский).
Преподобный Иустин родился 25 марта 1894 года в городе Вране на юге Сербии. При крещении он получил имя Благое, что означает «благовеститель». С детских лет преподобный испытывал горячее желание изучать Слово Божие. В семинарии одним из учителей отца Иустина был святитель Николай (Велимирович).

В начале Первой мировой войны Благой ушел на фронт военным санитаром. В 1916 Благой принял монашеский постриг с именем Иустин. Отче Иустин изучал богословие в Санкт-Петербурге, а затем - в Оксфорде. Однако, диссертацию, посвященную вопросу критического отношения Ф.М. Достоевского к западному гуманизму и антропоцентризму, преподобный так и не защитил. Научные руководители требовали от отца Иустина внести в текст противоречащие истине изменения, но преподобный предпочел отказаться от защиты и степени во имя правды.

По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии города Сремски Карловцы, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию, озаглавленную «Проблема личности и познания у святого Макария Египетского». По возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии.

Отче Иустин был ревностно отстаивал веру Христову и проповедовал Слово Божие, считая, что «тот, кто не учит вечной жизни, является лжеучителем». Во время Второй мировой войны преподобный Иустин жил в различных монастырях и занимался переводом многочисленных трудов отцов Церкви и составлением комментариев на Священное Писание. Одним из таких исключительно важных трудов было собрание «Житий святых» в 12 томах.

После прихода к власти коммунистов в 1945 году отче Иустин был заключен в Белградскую тюрьму и только благодаря заступничеству Патриарха Гавриила избежал смертного приговора как «враг народа». Лишенный всех прав и возможности преподавания отче Иустин скитался по разным монастырям и с 1948 и до своей кончины в 1979 году нашел приют в (1948–1979) в маленьком женском монастыре во имя архангела Михаила в Челие, близ Валево. И там богоборческая власть не оставляла преподобного в покое, продолжая вызывать на бесчисленные допросы. Заключение в монастыре в Челие стало для преподобного Иустина также и возможностью новых духовных восхождений.

Представился ко Господу преподобный Иустин, как и родился, в праздник Благовещения. Было это в 1979 году.

Преподобный Иустин канонизирован 29 апреля 2010 года решением Архиерейского Собора Сербской православной церкови в лике преподобных. 12 июня 2014 года мощи преподобного Иустина были обретены в монастыре Челие.























28.06.2018
Сербия, монастырь Раваница


Утром, 28 июня, мотоколонна отправилась в монастырь Раваница, чтобы поклониться святому князю Лазарю. День выбран не случайно. 28 июня по всей Сербии отмечают Видовдан. В 1389 г. в этот день произошла Косовская битва. Князь Лазарь сложил голову на Косовом поле и тем самым принес свою жизнь во спасение своего сербского народа и Сербии.

После праздничной службы мотоциклисты смогли приложиться к мощам святого князя и сделать общее фото с сербскими братьями и сестрами.

Из России для монастыря были переданы иконы св. Луки Крымского и св. блгв. кн. Александра Невского. Иконы приняла игуменья обители Мария. После этого владыка Игнатий, епископ Браничевский, пригласил путников на праздничную трапезу.

В Раванице было принято решение ехать в Косово, чтобы в этот значимый для сербского народа день посетить места пребывания святого князя Лазаря.

В Косово мотоколонна въехала ночью. Русским Мотоциклистам Косово оказало радушный прием. Встречные машины приветственно сигналили проезжающей мимо них мотоколонне. Насыщенный событиями день завершился дружественным ужином и отдыхом перед новым днем паломничества по православным обителям славянского мира.





























29.06.2018
Косово, Косовская Митровица


Первым местом, которое посетили в Косово участники мотомарша «Славянский мир» стал храм св. Дмитрия Солунского в Косовской-Митровице.

В храме мотоциклистов ждал отец Милан. Он и рассказал историю храма. Сам город носит имя святого Дмитрия Солунского – небесного покровителя города. Город имел храм св. Саввы в южной части, который был разрушен в 1999г., а в 2004 г. - сожжен.

В ходе тех событий в 2004г. всеми жителями города и священством, в частности по инициативе священника разрушенного храма и отца Владимира Якшича (НВ Косово), было принято решение восстановить храм.

Новый храм был построен всего за 2 года. Это действительно очень быстро. Жители города отдавали свою «дневицу» (днев. зарабаток) на строительство храма. Храм был освящен еще Патриархом Сербским Павлом, который будет канонизирован. Говорят, что это последний храм, который освятил Патриарх.

На чин освящения храма пришло множество людей, священнослужителей и видных деятелей. Ни один храм ранее столько не собирал столько народу.

Стоит вспомнить и прихожанина Петра Ракич, который посвятил свою жизнь храму и хору храма. Благодаря его трудам Божественную литургию поют в храме и дети от 2-3 класса, и взрослые. Все присутствующие знают тексты литургии и внимают ей. Многие поколения хранят эту память и передают ее своим детям и внукам.

Под руководством митрополита Амфилохия в 2010 г. началась роспись храма. Убранство храма уникально тем, что при росписи использовались уникальная техника и традиции 13 в.
В алтарной части и на стенах можно найти изображения и русских святых. Храм является гордостью города и прихожан.







































Памятник князю Лазарю

Из храма св. Дмитрия Солунского участники мотомарша отправились к памятнику святого князя Лазаря.

Лазарь Хребелянович родился около 1329 г. Владения его лежали в Центральной Сербии, резиденция находилась в городе Крушевац.



Косовская битва

Главную опасность для сербского князя представляли турки-османы, уже укрепившиеся на Балканском полуострове. Первое столкновение сербов с османами произошло в 1381 г., когда княжеский воевода Цреп разбил их на Дубравнице. В 1386 г. султан Мурад лично возглавил армию, разорившую окрестности Ниша. Стало понятно, что крупного столкновения с османами не избежать. Летом 1389 Мурад двинул на Сербию мощную армию, включавшую по разным оценкам от 27 до 40 тыс. человек. Пройдя через земли своих вассалов в Македонии, Мурад вышел на Косово поле, откуда дальше мог двигаться в любом направлении. Узнав о приближении османов, Лазарь Хребелянович объединился с правителем Косова Вуком Бранковичем. Король Боснии Твртко I также прислал свой отряд под командованием воеводы Влатко Вуковича. Несмотря на это, сербская армия уступала османам в численности, так как насчитывала от 12 до 30 тыс. человек. Кроме того, сербская армия не имела единого командира, не имела опыта крупных битв со времён царя Душана и была несбалансированной по составу.

Битва состоялась 15 июня 1389 на Косовом поле близ современной Приштины. В самом начале боя был убит султан Мурад. Храбрый серб Милош Обилич пробрался в турецкий лагерь под видом перебежчика, проник в султанский шатёр и ножом заколол Мурада. Однако потеряв предводителя, османы не запаниковали. Узнав о гибели отца, принц Баязид вызвал к себе с противоположного фланга ничего не подозревавшего брата Якуба под видом получения новых указаний от султана и задушил его, после чего возглавил армию как единственный наследник Мурада. Поначалу сербы немного потеснили османов по центру, но Баязид предпринял контратаку на правом фланге и обратил в бегство войско Вука Бранковича. Вслед за ним бежали и остальные отряды сербов.

Князь Лазарь был ранен на поле боя, попал в плен и на следующий день был обезглавлен. Его останки были захоронены в монастыре Раваница. Позже Лазарь был причислен к лику святых Сербской православной церковью.

Память о Лазаре Хребеляновиче, погибшем в Косовской битве, до настоящего времени хранят сербские народные песни. В память о нём в 1889 в Сербии была учреждена государственная награда — Орден Святого князя Лазаря. Битва на Косовом поле стремительно обросла легендами, которые служили, с одной стороны, для призыва к героическим подвигам и самопожертвованию, а с другой — для осуждения предательства.

Сербский престол занял старший сын Лазаря Хребеляновича, Стефан Лазаревич.
У памятника участники мотомарша развернули знамя, дарованное им в Москве фондом святого князя Лазаря.
















Tags: #ночныеволки, #паломничество, #путешествия, #россия, #русскиемотоциклисты, #сербия, #славянскиймир, #федерациямототуризмароссии, Ночные Волки, Славянский мир 2018, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments