Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Международный мотомарш "Славянский мир - 2018": Косовска-Митровица

29 июня 2018. Косово, Косовская Митровица



Поклонившись памятнику герою Косовской битвы святому князю Лазарю, участники мотомарша «Славянский мир» отправились к другому значимому месту в городе - памятнику первому русскому консулу в Косово Григорию Степановичу Щербине, убитому албанцами в 1903 г.

Косовска Митровица – город в многострадальном Косово. Митровица названа по имени Святого Дмитрия. Старый славянский когда-то город. Во время, когда происходили описываемые события, Косово чаще называли Старой Сербией. Ныне это албанская территория под натовским управлением. В Митровице продолжает жить некоторое количество сербов, отделенных от фанатичных албанцев рекой и отрядами военных из НАТО.

После войны в 1999 году город разделился на южную часть, с почти исключительно албанским населением (примерно 60 000 жителей) и северную часть с преимущественно сербским (примерно 13 000 жителей) населением. Оба района связаны двумя уличными мостами через реку Ибар. После раздела города сербский православный храм Святого Димитрия оказался в албанской части города и был недоступен для сербов. По этой причине была построена и торжественно открыта в 2005 году новая церковь на холме в сербском районе.



Рубеж XIX-XX вв. в Старой Сербии ознаменовался заметным усилением албанской активности. Определенное влияние в этом отношении оказала греко-турецкая война 1897 г. Вернувшиеся с фронта «фанатизированные панисламистской пропагандой» вооруженные башибузуки (албанские вооруженные «добровольцы», бандиты) повернули оружие против беззащитной сербской райи (название всех немусульман в Османской империи). С молчаливого согласия Порты и при подстрекательстве Австро-Венгрии албанцы терроризировали сербское население края, которое, опасаясь убийств и грабежей, оставляло родные места.

В начале ХХ века русский консул в Ускюбе (ныне – Скопье, столица Республики Македония) В.Ф.Машков в донесении в Российское Императорское Посольство в Константинополе с горькой иронией отмечал, что Старую Сербию «вследствие поразительно быстрого разжижения славянского элемента и замещения его арнаутским (албанским. – М.Я.), уже давно правильнее было бы называть Новой Албанией” . Машков так описывал сложившуюся в крае ситуацию: “Предоставленные самим себе арнауты повели дело так, что еще живущие между ними христиане стали их бесправными рабами... Всякий... самый негодный из арнаутов может невозбранно отобрать и дом, и имение, и скот, и дочь, и жену, и детей христианина. Люди, почему-либо имеющие несчастие не понравиться тому или иному арнауту, а, тем более, осмеливающиеся протестовать против насилий, безжалостно исчезают с лица земли. [...] Благодаря такому ужасному положению, православное население Старой Сербии поразительно быстро редеет, и уже теперь эта исконно славянская земля (выделено мной. – М.Я.) остается славянской лишь по имени. Еще десять, много - два десятка лет такого режима, - и христиане останутся лишь по городам».

Вооруженные до зубов арнауты, чувствуя свою полную безнаказанность, всячески притесняли и жестоко измывались над православным населением, лишенным всяческой защиты. Показательно замечание А.Башмакова, одно время служившего в русской администрации в Болгарии, затем известного журналиста, много путешествовавшего по Балканам: «Местное славянство... живёт одной только затаённой надеждой на Россию. Это - их святыня. Не будь этого идеала, они бы упали духом, их заели бы грозные «зулумы» (беззакония и жестокости администрации и рядовых албанцев. – М.Я.), и они все кончили выселением, переходом в другую веру или вымиранием... Сербы в Старой Сербии твердят в виде поговорки: «Да нема Русиjа, не би било крста од три прста!» - кабы не было России, не было бы трехперстного крестного знамения».

В 1902 году было принято решение открыть в Митровице Российское Императорское Консульство. Оно стало первым европейским диппредставительством в городе. Консулом был назначен Григорий Щербина, а впредь до его прибытия консульские обязанности исполнял Виктор Фёдорович Машков.

Щербина прибыл в Митровицу в январе 1903 г. Одну из главных своих задач на этом посту он видел в защите сербского населения. Г.С. Щербина вел переговоры с албанцами-исламистами, пытаясь мирным путем уладить конфликт между сербами и албанцами. Желая спасти во время вооруженной стычки несколько семей сербов, Григорий Степанович предоставил им убежище на территории консульства. Исполняя свой служебный долг, он желал, чтобы православные не боялись за свою жизнь из-за того, что албанские разбойники проявляют свой «героизм» в отношении беззащитных.



На новом посту Григорий Степанович Щербина пробыл всего 10 недель. Местные албанцы встретили Машкова и Щербину с резким раздражением.
«Что сказать о себе? Дожил до вечера. И слава Богу!» - написал Щербина родным в Чернигов сразу по прибытии в Косовскую Митровицу. Как впоследствии показал на допросе убийца Щербины, общая установка косовско-албанских фисов (кланов) звучала: «До сих пор в Митровице не было консулов – не должно быть и в будущем!»

Российский консул, рискуя своей жизнью, прилагал все усилия, чтобы защитить православное славянское население.

В своем (последнем) донесении в российское посольство в Константинополе от 17 марта 1903 г. Г.С. Щербина сообщал о все более разрастающемся антисербском насилии и притеснениях со стороны албанцев, цель которых, по словам консула, состояла в том, чтобы «уничтожить славянский элемент или заставить покинуть его родные места». По долгу службы Григорию Степановичу приходилось часто сталкиваться с жалобами православного населения Старой Сербии на притеснения со стороны албанцев.

17 марта 1903 г. от двух до пяти тысяч вооруженных албанцев осадили Митровицу и потребовали изгнания русского консула. На следующий день Щербина стал жертвой покушения, совершенного на него солдатом-албанцем, который должен был защищать город от нападавших (подробнее - здесь). Тело консула по его завещанию было доставлено в родной Чернигов и похоронено в Троицком монастыре.

Смерть Щербины была воспринята сербами Косова и Метохии как национальная трагедия.

По сообщениям того времени, Щербина «положил свою жизнь за крест честной, он страдал за святое православие и за свободу сербского народа».



В 1928 году в Косовской Митровице от имени благодарных горожан и офицеров гарнизона был поставлен памятник Григорию Степановичу. В годы Второй мировой войны памятник пострадал, в ходе натовской агрессии против Сербии в 1999 году и изгнания сербов из Косово и Метохии он был уничтожен албанскими фанатиками — памятник находился в албанской части Митровицы. В 2007 году историческая справедливость, наконец, восторжествовала. 8 ноября 2007 года министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич и посол Российской Федерации в Сербии Александр Алексеев открыли памятник Григорию Степановичу в центре северной - сербской - части Косовской Митровицы. Открытие памятнику Григорию Степановичу Щербине было приурочено к Митровдану - дню святого великомученика Димитрия Солунского, считающегося небесным покровителем Косовской Митровицы.











Tags: #ночныеволки, #паломничество, #путешествия, #россия, #русскиемотоциклисты, #сербия, #славянскиймир, #федерациямототуризмароссии, Ночные Волки, Славянский мир 2018, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments