Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество «Ратные поля России»: Свято-Тихонова пустынь и музей-диорама «Великое стояние на Угре»

Второй день паломничества «Ратные поля России», организованного Федерацией мототуризма России при поддержке Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки», паломнического центра Московского Патриархата, паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря и братии Троице-Сергиевой Лавры и проводимого во славу защитников и святых молитвенников земли Русской, начался с посещения Тихоновой пустыни. Накануне вечером участники мотомарша побывали в Лужецком Богородицерождественском Ферапонтовом монастыре и приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных дню памяти М.И. Кутузова и 200-летию со дня рождения императора Александра II. И вот дорога привела путников на Калужскую землю, ставшую свидетельницей многих духовных подвигов доблестных защитников Отечества и великих подвижников благочестия. Здесь явила свою милость Пресвятая Богородица, отведя от Москвы страшную угрозу в лице войска хана Ахмата в 1480 году. Здесь Оптинские старцы молились за землю Русскую и весь люд православный. В годы Великой Отечественной Войны долгих 715 дней на Калужской земле велись ожесточенные бои за свободу и независимость Родины. Более 250 тысяч советских солдат сложили головы здесь, защищая Отечество от фашистской чумы…



Ранним утром под звон колоколов,созывающих народ на богослужение, паломники прибыли на парковку перед Тихоновой пустынью. На венчающих купола крестах в такт колокольному звону радостно плясали шустрые солнечные лучи, где-то в вышине щебетали птахи, а у монастырской ограды березы будто в поклоне склонили свои кудрявые головы… Всякое дыхание да славит Господа.





Колокольня и Успенский собор Тихоновой пустыни


Мотоциклисты даровали обители икону Св. Рафаила Банатского, привезенную из Сербии, после чего сотрудница экскурсионной службы рассказала паломниками об истории монастыря.









Древняя обитель основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. О детстве и отрочестве преподобного Тихона летопись не сохранилась сведений. По преданию, святой в юности принял иноческий постриг в Московском Чудовом монастыре. Преподобный всем сердцем тяготел к уединению и вскоре удалился в пустынное место в 17 верстах от города Калуги и в 15 верстах от города Медыни.

Инок поселился в лесной глуши в дубле огромного дуба. После кончины подвижника дерево простояло еще 4 века и только в начале 1830-х годов было сломлено грозой. С древних времен богомольцы с особым трепетом относились к дубу, под кронами которого подвизался преподобный Тихон. Многие старались взять с собой небольшую частицу. В 1838 году игумен Тихоновой пустыни о. Геронтий устроил над сохранившимся могучим остовом часовню.

Вскоре к преподобному Тихону стали приходит люди, желающие подвизаться под его духовным руководством. Однажды во время охоты князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) обнаружил жилище смиренного инока. Князь осерчал на преподобного, поселившегося в его владениях без спросу, грубо оскорбил преподобного и замахнулся плетью. Но в миг занесенная над угодником Божиим рука онемела и осталась неподвижной. Устрашенный князь внял вразумлению Господню и бросился просить прощение у преподобного. По молитвам святого Василий Ярославич получил исцеление и принялся упрашивать отче Тихона навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель во Славу Божия, обещая всячески ей помогать.



Собор в честь Преображения Господня с храмом в честь Преображения Господня в верхнем этаже и церковью во имя прп. Тихона Калужского — в нижнем


Собор в честь Преображения Господня с храмом в честь Преображения Господня в верхнем этаже и церковью во имя прп. Тихона Калужского — в нижнем






Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой представился ко Господу в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое «стояние на Угре» (1480 г.), положившее конец татаро-монгольскому игу на Руси.

До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей.

Разоренная польско-литовскими интервентами Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613-1645) и Алексее Михайловиче (1645-1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона.

В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.

В соборе в честь Преображения Господня (верхний храм)










В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн. Вслед за духовным укреплением обители явился и материальный расцвет. Многие храмы были поновлены и перестроены, появилась четырёхъярусная колокольня, больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1887 году над колодцем, выкопанным преподобным Тихоном, был построен деревянный храм в честь Живоносного Источника.

В начале XX в. в монастыре подвизалось 226 насельников, действовало 7 храмов. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту - в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери. Среди Калужских монастырей Тихонова пустынь уступала по числу паломников разве что Оптиной пустыни.

Колокольня и Успенский собор Тихоновой пустыни


Собор в честь Преображения Господня с храмом в честь Преображения Господня в верхнем этаже и церковью во имя прп. Тихона Калужского — в нижнем


В соборе в честь Преображения Господня (нижний храм во имя прп. Тихона Калужского)


Рака с мощами преподобного Тихона Калужского


В соборе в честь Преображения Господня (нижний храм во имя прп. Тихона Калужского)


Собор в честь Преображения Господня с храмом в честь Преображения Господня в верхнем этаже и церковью во имя прп. Тихона Калужского — в нижнем




XX век стал мрачным периодом в истории обители. В 1918 году монастырь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». Братия изгнана, кто-то был убит. Затем в разное время в обители размещались сельскохозяйственный техникум для инвалидов и воинская часть. На месте полностью разрушенного Преображенского собора водрузили статуи Ильича и «физкультурников». За время правления богоборческой власти монастырские постройки пришли в критическое аварийное состояние. Возрождение монастыря началось в 1991 году с передачи Калужской епархии источника преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был устроен скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С 1993 г. началась поэтапная передача монастырских зданий.



Колокольня и Успенский собор Тихоновой пустыни




Поклонившись мощам преподобного Тихона, паломники отправились в музей-диораму «Великое стояние на реке Угре».





Мотоциклисты даровали зам.директора музея-диорамы Лареевой Ольге Николаевне сербскую икону Спасителя из собора Св.Саввы (Белград).





Диорама создавалась по инициативе и трудами Калужской Свято-Тихоновой пустыни и была открыта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 9 сентября 2014 года.



Наместник мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) следующим образом объяснял идею создания музея-диорамы:

«Цель нашей диорамы – воцерковление современного человека. Ведь многие люди сегодня живут по-мирски и не желают слушать наши слова о молитве, о христианских заповедях. Они ставят высокую преграду между собой и Церковью. Немало их приезжает на диораму поначалу из чистого любопытства: с мыслью увидеть стилизованное под то время поле сражения, орудия конца XV века и колоритные фигуры персонажей – как на холсте, так и манекены воинов в доспехах. Историческое событие, отображенное на диораме, наполнено религиозным содержанием. Здесь показано, что победа над ордынцами была возможна только благодаря Церкви. Чудо свершилось по непрестанным молитвам русского народа к Пресвятой Богородице... Иными словами, через диораму мы можем доносить людям смысл христианских заповедей». (1)



В этом уникальном музее рассказывается о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси. На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра заслуженный художник России П. В. Рыженко изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. Среди персонажей на монументальном полотне можно разглядеть и самого Павла Викторовича, изобразившего себя в облике могучего воина в доспехах, с саблей в руках. Голова богатыря обмотана повязкой, через которую проступает кровь. Художник так же изобразил и наместника Свято-Тихоновой пустыни архимандрита Тихона, исповедующего раненого воина. Павел Рыженко закончил холст диорамы в марте 2014. В музейном здании Владимирского скита он был установлен в начале июня того же года, за полтора месяца до смерти художника. Предметный план и инсталляции диорамы доделывали молодые художники-грековцы уже без мастера.

Хан Ахмат, разъяренный отказом князя Иоанна Васильевича III, выступил на Русь. Войска князя Иоанна III и хана Ахмата встретились на реке Угре. Происходили небольшие стычки, перестрелки, но то ни другое войско не решалось переправиться через реку и вступить в серьезное сражение. «Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: «Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», - приободрял московского князя архиепископ Ростовский Вассиан в своем послании.



В трех километрах от места, где встретились войска русского князя и ордынского хана, под духовным руководством преподобного Тихона Калужского подвизались иноки. Братия монастыря принимала непосредственное участие в борьбе с ордынцами. Насельники обители непрестанно молились Спасителю и Пресвятой Богородице о даровании победы русскому войску, и посещали лагерь, чтобы укрепить воинов духовно, поисповедовать и причастить Святых Христовых Таин. Монахи оказывали помощь раненным, отпевали погибших.

Спустя пять веков новая братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году основала скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская».



С наступлением холодов великий князь решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточить их у Боровска, чтобы там в благоприятной обстановке сразиться с войском Ахмата. И вдруг без каких-либо на то причин, ордынское войско развернулось и отступило… По возвращении в Орду Ахмат был убит в своей кочевой ставке.

Великое стояние на Угре положило конец татаро-монгольскому игу на Руси. Но вовсе не в этом заключается главный смысл этого события. По сути, победа далась нам без боя, без кровопролития. Эта победа не была победой, одержанной в ожесточенном сражении. С военной точки зрения при стоянии на реке Угре не было совершено никаких ратных подвигов… Подвиг был иного рода.

Князь, воины и весь народ от мала до велика встали на молитву и начали призывать Господа на помощь. Из Владимира в Москву была доставлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по молитвам перед которой Царица Небесная уже не раз заступалась за Русь и православный люд. И вновь Пречистая Дева явила свою любовь и защитила верный Христу народ. Избавление от ордынского ига произошло не силой меча, не крепостью брони, не чьей-то доблестью и военным искусством, а чудесным заступлением Божией Матери и милостью Господней. Миром правит Господь Вседержитель, и насколько устрашающим ни был бы враг, насколько бы грозным ни было бы его оружие, Бог – в Правде. И главное – вырваться из рабства греха, обращаясь к Свету.



После чудесной победы над Ахматом и освобождения Руси от татаро-монгольского ига Преподобный Тихон с братией возносили сердечные молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице. А река Угра с тех пор именуется «поясом Богородицы».











Поклонившись памятнику князю Иоанну III, участники мотомарша отправились в Оптину пустынь – духовную жемчужину Калужской земли.

Tags: #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #ратныеполяроссии, #федерациямототуризмароссии, Ночные Волки, Ратные поля России, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments