Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество «Ратные поля России»: Свято-Введенская Оптина Пустынь

«Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» преподобный Анатолий Оптинский
«Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией» преподобный Никон Оптинский
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия» преподобный Иларион Оптинский
«Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви» преподобный Амвросий Оптинский

Поклонившись памятнику князю Иоанну III, участники мотомарша «Ратные поля России» отправились в Оптину пустынь – духовную жемчужину не только Калужской области, но всей Русской земли.


Мотоциклисты даровали монастырю икону преподобного Сергия Радонежского.





Проголодавшихся в дороге путников проводили в паломническую трапезную, после чего насельник монастыря провел экскурсию по обители.



По преданию Козельская Введенская Оптина пустынь была основана в начале XV в. раскаявшимся разбойников Оптом, в иночестве - Макарием. Есть и другие версии создания обители. Одна из них гласит о том, что древний монастырь был основан князем Владимиром Храбрым, а название «оптина» обитель получила из-за того, что некоторое время была общей для иконов и инокинь. О точной дате устройства монастыря, а также а первых веках его существования летописи практически не сохранили сведений. Но не это важно. Главное сокровище Оптиной пустыни – в ее старцах.



В 1689 году началось строительство первого каменного храма обители в честь Введения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.

В годы правления Петра I на Оптину пустынь пришлись сложные испытания. Материальное положение монастыря было крайне тяжелым. По указу Петра I обитель должна была выплачивать оброк государству, которое нуждалось в средствах для строительства Петербурга и ведение войны со шведами. Для скромного монастыря это было очень обременительным. В 1724 году обедневшая обитель была упразднена и присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Однако, спустя два года по указу Екатерины I Оптина пустынь была восстановлена.



В 1764 году по указу императрицы Екатерины II о секуляризации церковных земель обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. К концу XVIII века в пустыни подвизалось всего несколько иноков.

Введенский собор


Расцвет Оптиной пустыни пришелся на первую половину XIX века после того, как ее посетил митрополит Московский и Калужский Платон, полюбивший это уединенное благодатное место. Он обратился к настоятелю Песношенской обители с просьбой о выделении из его братии опытного инока, которой во Славу Божию занялся бы благоустроением Оптиной пустыни.



С назначением настоятелем Оптиной обители иеромонаха Авраамия в 1796 году началось активное строительство и поновление монастыря. Была выстроена новая трёхъярусная колокольня в 30 сажень, пристроены флигели для братских келий. К 1811 году завершилось строительство Казанского храма и больничной церкви с шестью кельями при ней. Постепенно росло и число насельников обители.





Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), и затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ».

В 1821 году по благословению митрополита Филарета (Амфитеатрова) при Оптиной пустыни был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи. Святитель пригласил в новообразованный скит двух отшельников их Рославльских лесов - Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. Так стало зарождаться Оптинское старчество.

Скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи




С этого времени из разных уголков России и из-за рубежа в скромную обитель в Калужской области потянулись богомольцы, немощные, страждущие, сомневающиеся, нуждающиеся и ищущие Христа. Благословенную Оптину посещали Ф.М. Достоевский, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, князь П. А. Вяземский, А. С. Хомяков, Киреевские, Аксаковы, граф А. П. Толстой, композитор П. И. Чайковский и его брат, В. С. Соловьев, прмц. великая княгиня Елисавета, и многие выдающиеся ученые, писатели, поэты, деятели культуры, философы. В конце 1927 или в начале 1928 г. к старцам приезжали Г. К. Жуков (1974), в будущем великий русский маршал, и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР. Каждого, независимо от его социального статуса и образования, Оптинские старцы принимали с любовью, как то заповедовал Христос.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (справа)


С 1839 года в Оптиной Пустыни начали издавать духовную литературу. Особо активная издательская деятельность в обители началась с 1846 года под руководством старца о. Макария (Иванова). В монастыре вышли в свет переводы трудов старца Паисия Величковского, чьими учениками были два насельника обители – о. Леонид и о. Макарий, - творения преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста.



Эпоха безбожья нанесла русскому народу глубочайшую духовную рану, которая не затянулась до сих пор. Богоборческая власть под лозунгами свободы и равенства сгнаивала свой народ в тюрьмах, издевалась над немощными стариками, приговаривала к расстрелу детей. Модернизируя производство и совершая невероятные технологические и научные прорывы, богоборцы требовали у народа отречься от самого святого и сокровенного, что спасало и помогало в самые трудные времена – от веры Христовой. После закрытия Оптиной пустыни в 1918 году обитель еще некоторое время существовала как «сельскохозяйственная артель», но в 1923 году артель так же была упразднена, а монастырь перешел в ведение Главнауки. Часть братии была репрессирована. В освященном благодатью Божией месте вскоре обосновались Дом отдыха имени Горького, преобразованный впоследствии в концлагерь «Козельск-1». В годы ВОВ дом молитвы служил госпиталем для раненных, а по окончании войны - проверочно-фильтрационным лагерем НКВД СССР и военной частью.



«Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель», - говорил преподобный Варсонофий.



В 1987 году Оптина пустынь была возвращена церкви. Печальное зрелище предстало перед глазами монахов, пришедших в обитель. Храмы превратились в руины, все было разграблено, осквернено. Но Господь поругаем не бывает. С Божией помощь, трудами братии и заботами благодетелей монастырь был восстановлен. 3 июня 1988 года в надвратной церкви было совершено первое богослужение после долгих лет власти безбожников. И сейчас вновь в его храмах славят Имя Господа нашего и молятся за весь мир.



В лике святых прославлены 14 преподобных старцев Оптинских: прп. Лев (1768-1841), прп. Макарий (1788-1860), прп. Моисей (1782-1862), прп. Антоний (1795-1865), прп. Иларион (1805-1873), прп. Амвросий (1812-91), прп. Анатолий (Зерцалов) (1824-1894), прп. Исаакий I (1810-1894), прп. Иосиф (1837-1911), прп. Варсонофий (1845-1913), прп. Анатолий (Младший) (1855-1922), прп. Нектарий (1853-1928), прп. Никон, исповедник (1888-1931), прп. Исаакий II, сщмч. (1865-1938).

Паломники посетили храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, где поклонились мощам преподобных старцев Оптинских: Льва (1768—1841), Макария (1788—1860), Илариона (1805-1873), Анатолия (Зерцалова) (1824—1894), Варсонофия (1845—1913), Анатолия (Потапова) (1855-1922), Иосифа (1837—1911).

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери


Преподобный Лев (Наголкин) стал первым Оптинским старцем. «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин. Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её», - гласит Евангелие от Матфея (13:45-46). Так и успешный купец Лев Данилович Наголкин нашел однажды свою драгоценную жемчужину и ради нее оставил все мирские блага и удовольствия.



В 1801 году в Белобережной пустыни Лев Наголкин принял монашеский постриг с именем Леонид. Промыслом Божием в Чолнском монастыре о. Леонид познакомился со своим духовным наставником - о. Феодором. Вместе они вернулись в Белобережную пустынь. В 1804 году братия, видя высокую духовную жизнь о. Леонида, единогласно избрала его настоятелем пустыни. Однако, спустя четыре года о. Феодор тяжело заболел и удалился в уединенную келью в двух верстах от обители. Отец Леонид, не искавший земной славы и власти, а собиравший свои сокровища на Небесах, отставил настоятельство и смиренно последовал за своим наставником.

В 1808 году иеромонах Леонид был пострижен в схиму с именем Лев. Господь Вседержитель уготовил для своего любящего чада великую «духовную школу». О. Феодор и о. Леонид были изгнаны новым настоятелем из их уединенной кельи в виду того, что к месту их подвижничества стало приходить слишком много народа. Иноки смиренно исполнили волю отца-настоятеля и удалились в Валаамский монастырь, где подвизались около 6 лет. Затем вновь прячась от людского внимания, монахи перешли в Александро-Свирский монастырь. Там, в обители преподобного Александра Свирского, отец Феодор представился ко Господу. После кончины наставника отец Лев пробыл некоторое время в Площанской пустыне, где познакомился с иноком Макарием, который впоследствии стал помощником о. Льва в Оптиной пустыни и вторым старцем.

Вскоре Господь так устроил, что в 1829 году о. Лев вместе с учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель обители, преподобный Моисей, видя духовную опытность отца Льва, поручил ему духовное окормление братии, взяв на себя только административные функции по управлению монастырем. Так Промыслом Божием в Оптиной Пустыни зародилось старчество, родоначальником которого был избран отец Лев Оптинский. Везде отца Льва сопровождала Владимирская икона Божией Матери, которую когда-то старец Паисий Величковский благословил отцу Феодору – наставнику о. Льва.



Преподобный имел дар прозорливости и исцеления, но врачевал он не только немощи телесный, но в первую очередь – немощи духовные. 11 октября 1841 года благочестивый старец Лев Оптинский представился ко Господу.

Вторым Оптинским старцем было уготовано стать преподобному Макарию, другу и помощнику преподобного Льва, с которым он впервые встретился еще в Площанской пустыне. Будущий отец Макарий (в миру – Михаил Николаевич Иванов) приехал в Площанскую Богородицкую пустынь паломником в возрасте 22 лет и так там и остался – сначала послушником, а вскоре был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек. Через пять лет, в 1815 году о. Мелхиседек был пострижен в мантию с именем Макарий в честь Макария Великого. Промыслом Божием о. Макарий еще раз, уже после смерти своего наставника в Площанской пустыни о. Афанасия, встретился с о. Львом. Однажды Севский девичий монастырь, духовником которого был назначен о. Макарий, посетил о.Лев. Встреча двух угодников Божиих была непродолжительной, но с этого момента между ними завязалась переписка, завершившаяся в 1834 году переездом о. Макария в Оптину пустынь. После кончины преподобного Льва бремя духовного руководства обителью легло на плечи преподобного Макария.

Под влиянием о. Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между Оптинским старчеством и русской интеллигенцией. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни. За духовным советом к преподобному Макарию приходили супруги Киреевские, А. К. Толстой, И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. Н. Муравьев. 20 лет после кончины своего духовного наставника о. Льва преподобный Макарий утешал и исцелял любовь всех, приходящих к нему за помощью. Люди разных сословий и разных возрастов тянулись к праведному старцу, чувствуя в нем благодать Божию. Отец Макарий всю свою жизнь тяготел к уединению, но никому не отказывал в помощи и совете, со смирением, кротостью и любовью принимая каждого пришедшего к нему.

7 сентября 1860 года, приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Макарий отошел ко Господу.



«Мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы – духовные воины – должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т.е. победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и проч., тогда и сего дара удостоимся – мира душевного», - говорил преподобный Макарий.

Преподобный Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев, родился в семье портного в Воронежской губернии. Еще в детском возрасте матушка Родиона, Евфимия Никифоровна, предрекала ему монашество. С самого юного возраста Родион испытывал особую любовь к молитве и уединению. В Саратовской губернии, куда переехала семья Пономаревых, Родион по благословению старца Семена Климыча проводил беседы с раскольниками, возвращая их в веру Христову.



К тридцати годам молодой человек все больше стал задумываться о монашестве, и с этими мыслями совершил паломничества во многие святые обители земли Русской. В этих поездках он получил благословение посетить Оптинских старцев о. Льва и о. Макария. Так Господь направил свое чадо в Оптину. В обители душа юноши нашла то, к чему так давно стремилась. Уладив все мирские дела в Саратове Родион вскоре вернулся в Благословенную Оптину и был определен на жительство в Иоанно-Предтеченский Скит. В 1849 году Родион, несший до этого времени послушание келейника о. Макария, принял постриг с именем Иларион.

«Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог – Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем», - говорил преподобный Иларион.

4 марта 1872 года преподобный Иларион отслужил свою последнюю Литургию. 9 марта он принял постриг в великую схиму. Более года старец тяжело болел, но с кротостью и благодарностью переносил все страдания, радушно встречая всех приходящих к нему и исполняя все молитвенные правила до последних дней своей земной жизни. 18 сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу.



Преподобный Анатолий (Зерцалов) прибыл в Оптину пустынь в 1853 году и был духовным учеником преподобных Макария и Амвросия Оптинских.

Отец Анатолий (в миру – Алексий Зерцалов) родился в семье дьякона. Родители растили сына в благочестии и хотели видеть его иноком. Юноша успешно окончил духовное училище, а затем Калужскую семинарию. Молодой человек заболел туберкулезом и дал Господу обет, в случае выздоровления принять монашеский постриг. Так по Божией воле Алексий в 1853 году поступил в Оптину пустынь, где обучался монашеству под руководством о. Макария и о. Амвросия, а спустя 10 лет, в 1862 году – принял монашеский постриг с именем Анатолий. В 1870 году о. Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а через год – получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита, но по своему глубочайшему смирению и любви к родной Оптиной и батюшке Амвросию отказался от этого почетного назначения. Заботами отца Амвросия о. Анатолий был назначен скитоначальником, а позже нес послушание духовного окормления основанной батюшкой Амвросием Шамординской женской обители.

«Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй», - говорил преподобный Анатолий.

По благословению отца Амвросия преподобный Анатолий духовно окормлял также монахинь целого ряда епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской. Будучи сам пламенным молитвенником, делателем молитвы Иисусовой, этому он учил и духовных чад.
Отец Анатолий глубоко переживал о каждом, кто приходил к нему за помощью или советом, обо всех скорбел, за всех молился, и потому от глубоких волнений болело его сердце.

15 декабря 1893 года преподобный Анатолий тайно принял схиму. Об этом было известно только его духовнику, о. Геронтию, и нескольким близким лицам. Через три с половиной месяца после этого, 25 января 1894 года, на семьдесят первом году жизни, во время чтения отходной, старец Анатолий тихо почил смертью праведника.



Пути Господни неисповедимы. Кто-то с юности горит мечтою о монашестве, другой же становится на этот нелегкий путь, получив богатый жизненный опыт. Преподобный Варсонофий пришел в Оптину на 47-м году жизни. Павел Иванович Плиханков (так звали в миру о. Варсонофия), родился в 1845 году в Самаре. Его мать скончалась во время родов. Вторая жена отца воспитывала отрока в благочестии, регулярно водила в храм. Юный Павел избрал себе военную стезю. После окончания гимназии он поступил Оренбургское военное училище, затем на штабные офицерские курсы в Петербурге. Вскоре он стал полковником. Однако комната военного своей аскетичностью скорее походила на монашескую келью. Балам и светским развлечением Павел Иванович предпочитал уединение и молитву, что было совсем не характерно для военного.

Избегавший мирских удовольствий Павел Иванович любил устраивать пиры для бедных детишек. Во время трапезы будущий старец рассказывал ребятишках о святых подвижниках, приглашал священнослужителей для беседы на духовные темы, и тем самым сеял в юные сердца семена веры.
Случайная встреча в Москве со святым праведным Иоанном Кронштадтским стала для офицера судьбоносной. Утвердившись в мысли идти в монастырь, Павел Иванович отправился за советом к старцу Амвросию Оптинскому. Тот благословил ему еще два года жизни в миру, после чего Сам Господь привел Павла Ивановича в Оптинскую обитель. По словам преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем».

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. В 1983 году послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года, по болезни, пострижен в мантию с именем Варсонофий. В 1902 году он был рукоположен в иеродиакона, а первого января 1903 года - в сан иеромонаха.

Во время Русско-японской войны преподобный Варсонофий был направлен на фронт, чтобы обслуживать лазарет имени преподобного Серафима Саровского и окормлять раненных и умирающих солдат. После окончания войны по возвращении в Оптину о. Варсофоний был возведён в сан игумена и назначен святейшим Синодом настоятелем Оптинского скита.

Храм в честь Преображения Господня


«Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других, в миру... Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову - и Христос не оставит вас», - говорил преподобный Варсонофий.

В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Тяжело было преподобному расставаться с родной Оптиной, но с кротостью и по смирению принялся он за благоустройство вверенной ему обители. 1 (14) апреля 1913 года после болезни преподобный Варсонофий представился ко Господу.

Преподобный Иосиф Оптинский был духовным чадом и келейником великого Оптинского старца Амвросия. Преподобный Иосиф (в миру Иван Ефимович Литовкин) родился в 1837 году в благочестивой семье в Харьковской губернии.

Колокольня


Мальчик рано осиротел, и ему предстояло претерпеть много скорбей и лишений, но Господь и Пресвятая Богородицы не покидали своего избранника. Так, через старшую сестру-монахиню, рассказавшую юноше об Иоанно-Предтеченском ските, Всевышний привел Ивана в Оптину пустынь. Там он был тепло принят преподобным Амвросием, разглядевшем духовными очами в юноше будущего старца, и 1 марта 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной рядом с великим старцем. Через три года послушника постригли в рясофор с именем Иоанна. А в 1871 году, через десять лет после вступления в обитель, он был пострижен в монашество с именем Иосифа. В 1877 году монах Иосиф был рукоположен в иеродьякона, а 1 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха. В 1888 году о. Иосиф тяжело заболел и был пострижен в схиму, но по молитвам старца Амвросия и по Божией милости болезнь отступила.

После кончины преподобного Амвросия обязанности скитоначальника, духовника Оптиной пустыни и Шамординской обители были возложены на о. Иосифа.

«Скорби — наш путь, будем идти, пока дойдем до назначенного нам отечества вечности, но только то горе, что мало заботимся о вечности и не терпим и малого упрека словом. Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать,» - говорил о. Иосиф.

Весной 1911 года преподобный Иосиф заболел и 9 мая тихо отошел ко Господу.

Храм в честь Преображения Господня


Преподобный Анатолий Младший (в миру Александр Алексеевич Потапов) родился 15 февраля 1855 года в Москве в старинной купеческой семье. С юных лет он мечтал о монашестве, но матушка упросила сына оставаться с ней до ее кончины. После смерти матери в возрасте 30-ти лет Александр поступил в Оптину пустынь, где был определен в скит келейником преподобного Амвросия Оптинского. Через три года послушник был пострижен в рясофор. После кончины батюшки Амвросия о. Александр был определен келейником к скитоначальнику, преподобному о. Иосифу.

В 1895 году о. Александр был пострижен в мантию с именем Анатолий, а через 4 года рукоположен в сан иеродиакона. Еще до рукоположения в иеродиаконы, которое состоялось в 1906 году, братия и народ разглядели в о. Анатолии Оптинского старца. Практически одновременно с рукоположением в иеромонахи преподобный Анатолий был назначен духовником Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино.

Преподобному Анатолию Младшему уготовано было увидеть страшные события начала XX века. Батюшка отказался покидаться Оптину и после закрытия монастыря в 1918 году был арестован. В дороге старец заболел, и местный лекарь по ошибке принял его болезнь за тиф. Преподобного обрили и обстригли. Но отпущенный обратно в обитель старец с любовью и беззлобием рассказывал о своем путешествии.



Оптина пустынь переживала тяжелые времена: не хватало хлеба, дров тоже практически не было, а глумливая молодежь, опоенная богоборческой пропагандой, выбивала окна в братских кельях. Но насельники смиренно переносили все скорби, а Господь посылал им пропитание.

После 1921 года гонения усилились. Оптина пустынь была объявлена «рассадником контрреволюционной пропаганды». Когда в 1922 году в монастырь прибыла чрезвычайная комиссия, старец упросил чекистов дать ему один день на сборы перед арестом. Богоборцы согласились, а преподобный Анатолий, уединившись в своей келье и помолившись, предал свою душу Богу. Было это 30 июля 1922 года.





Думается, многие слышали и о наших современниках, принявших мученическую смерть за веру Христову на Пасху в 1993 году. Во время праздничного богослужения 18 апреля 1993 Николай Аверин, ранее судимый за изнасилование и признанный невменяемым, пришел в монастырь с ножом в руках и в звоннице убил двух иноков - отца Ферапонта и отца Трофима. Выходя из звонницы, он напал со спины на иеромонаха Василия и нанес ему смертельные ранения. Как установило следствие, это было ритуальное убийство. Аверин общался с сатанистами и давно готовился к запланированному преступлению. На ноже Аверина были выцарапаны три шестерки. Сотрудниками правоохранительных органов он был пойман, и по решению суда помещен в спецлечебницу закрытого типа.

В монастыре на месте погребения убиенных братьев выстроена часовня. Молва о трех мучениках и помощи, получаемой по молитвам ко Господу через них, быстро разошлась, и сейчас к их могилкам всегда выстраивается очередь из паломников. Мотоциклисты также помолились у могилок о. Ферапонта, о. Василия и о. Трофима.

Звонница, в которой на Пасху в 1993 годы были убиты два насельника Оптиной пустыни


Часовня на месте погребения трех иноков, убиенных на Пасху в 1993 году


Часовня на месте погребения трех иноков, убиенных на Пасху в 1993 году


Часовня на месте погребения трех иноков, убиенных на Пасху в 1993 году


В этот раз паломникам не удалось побывать в келье батюшки Амвросия, они только прогулялись через сосновый парк к скиту и испили воды из источника. Однако, благословенная Оптина так просто не отпустила паломников. Стоило группе возвратиться в обитель и зайти в храм, чтобы подать записочки и взять святой воды в дорогу, как зарядил сильнейший ливень. Радуясь, что теперь спешить некуда, паломники смогли помолиться каждый о своем. Дождь стих, и паломники благополучно добрались до места ночлега.







На следующее утро группе в сокращенном составе, так как несколько человек решило остаться в Оптиной пустыни еще на день, предстояла долгая дорога до Курской Коренной пустыни.



Tags: #Оптинапустынь, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #ратныеполяроссии, #федерациямототуризмароссии, Ночные Волки, Оптина Пустынь, Ратные поля России, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments