Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Паломничество «Ратные поля России»: Свято-Троицкий Холковский монастырь

Четвертый день мотомарша «Ратные поля России» завершился в Белгороде. Наутро путники отправились в Свято-Троицкий Холковский монастырь, расположенный в селе Холки Белгородской области. В обители паломников радушно встретил иеромонах Мануил.


Мотоциклисты передали в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского.







Насельник монастыря рассказал участникам мотомарша об истории обители и провел экскурсию по пещерам и пещерному храму.



По преданию на месте, где сейчас находится Холковский монастырь, состоялась встреча князя Игоря Святославича и его брата, Трубчевского и Курского князя Всеволода, перед их походом на половцев в 1185 году.



Так описано это событие в летописи:

«В лето 6693 (1185) Игорь Святославич, внук Олегов, поехал из Новгорода-Северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. Он взял с собою брата Всеволода из Трубчевска, Святослава Ольговича, сыновца своего из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля. А у Ярослава испросил в помощь Ольстина Алексича, Прохорова внука с ковуями черниговскими. И так, собирая дружину свою, медленно шли северские князья, ибо у них кони были тучны. Они шли к реке Донцу в час вечерний. Игорь же взглянул на небо и увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал он боярам своим и дружине своей:



- Смотрите, что это за знамение?

Они же, взглянув, поникли головами и сказали:

- Княже, это знамение не к добру. Игорь же ответил:

- Братья и дружина! Тайн Божьих никто не ведает. Бог - творец и знамениям и всему миру своему. Мы же после увидим, что нам Бог даст - добро или беду.



И, сказав так, Игорь переправился через Донец и пришел к Осколу. Там он ждал два дня брата своего Всеволода, ибо тот шел иным путем из Курска. От Оскола все пошли дальше, и тут к ним приехали сторожи, которых посылали ловить языка.» (1)

По мнению археолога С. А. Плетнёвой, местом встречи князей могла быть единственная на Осколе русская крепость - Холок.



Первое упоминание о монастыре относится к 1620 году. Однако, пещеры Холковского скита существовали в качестве храмового комплекса уже в VIII веке. Сведений о том, кем и когда были вырыты эти пещеры, предание не сохранило. Это известно только одному Господу.



Холковское городище датируется XI—XIII веками. Не позднее XI века на Холковских холмах была сооружена мощная крепость Черниговского княжества. Именно здесь проходила граница княжества, за которой простирались половецкие степи (2).

Часовня над могилой архитектора А.Родыгина


В 1620 году по благословению патриарха Московского Филарета инок Геласий основал на Холковском городище Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь. Братия жила и молилась в меловых пещерах, по своему устройству напоминающих Киево-Печерские. Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. Быт иноков был очень прост и аскетичен.

В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм с куполом, вложенным из кирпича. В 1653 году настоятель Холковского монастыря о. Ефрем получил от царя Алексея Михайловича грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной иноками рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок.

Обитель неоднократно подвергалась набегам татар, и потому рядом с монастырем на высоком холме была устроена «Жестовая сторожка», из которой велось наблюдение за степью. Сейчас на этом месте высится храм-колокольня в честь равноапостольного князя Владимира.

Храм-колокольня в честь равноапостольного князя Владимира


В 1757 году перед входом в пещеру была возведена деревянная часовня. Вскоре ее расшили.

Однако, обитель просуществовала 144 года, и в 1764 году согласно манифесту о секуляризации монастырских земель была упразднена. Те, кто приехал по указу императрицы закрывать монастырь, поступили очень глумливо. Вход в пещеры был завален, остальное все изломали. Остался только Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., который стал приходским. Сейчас на его месте выстроена церковь в честь Донской иконы Божией Матери.

В первой половине XIX века князь Голицын хотел на личные средства восстановить пещерный монастырь, но по ряду причин сделать это так и не удалось. Службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме.



Столетья сменяли друг друга, и память о том, где находится вход в пещерный монастырь, постепенно таяла.

С 1909—1915 настоятелем Преображенской церкви был отец Вячеслав Александрович Васильчиков. О том, что под церковью находится древний пещерный храм, никто не знал. Но однажды внимание о. Вячеслава привлек вырезанный в меловой породе крест. Крест находился на склоне, шедшего от церкви обрыва. Тогда о. Вячеслав обратился в Курскую епархию и выяснил, что некогда на этом месте находилось кладбище схимников, а где-то поблизости должен быть подземный монастырь. Под руководством о. Вячеслава местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с кельями и подземной церковью. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами - один повыше, а остальные образовывали как бы венец.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. Никита тяжело переживал утрату жены и выбрал стезю аскезы. На одном из холмов близ монастыря он вырыл небольшую землянку. Когда его сын окончательно выгнал старика из дома, Никита поселился в своей землянке, где подвизался около 30 лет и представился ко Господу в глубокой старости.

В советское время пещеры были закрыты. На месте обители расположились колхозные постройки. Последняя церковь на поверхности была уничтожена в 1938 году. По документам пещеры четыре раза минировали, но Господь отвел это безобразие.

В середине 70-х годов XX века пещерами Холковского монастыря заинтересовались краеведы. Когда канула в лету эпоха безбожья, люди вновь потянулись к Богу. С 1990 года началось постепенно восстановление монастыря. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Холковских пещер для посетителей. С 1995 года в подземном Свято-Троицком храме по воскресным дням стали совершаться богослужения. Вслед за туристами к древней обители потянулись и паломники.





В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Первым у входа в пещеры был возведен надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем - Владимирская часовня. 28 декабря 1998 г. на заседании Священного Синода РПЦ было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Келейные корпуса


В 2005 году на площадке рядом с монастырем установлен памятник князю Святославу Игоревичу, разбивающему хазарский каганат. Этот монумент - последняя работа недавно почившего скульптора Вячеслава Клыкова. Первоначально памятник предполагалось установить в Белгороде, но в конечном итоге ему нашли место только в Холках. Хоть памятник и не относится к монастырскому комплексу, монахи ему рады и не понимают, почему народ так невзлюбил его. Князь Святослав Игоревич, отец святого равноапостольного князя Владимира, был великим полководцев и первым собирателем Руси.

Памятник князю Святославу Игоревичу


Осмотрев наружную территорию монастыря, паломники спустились в пещеры.

Над иконой Пресвятой Богородицы несколько лет назад ласточки свили два гнезда и там вывели птенцов. Но пришли орнитологи, сунули свой нос в гнездо, и птицы его покинули. Однако, за три дня до приезда мотоциклистов, ласточки вернулись и вновь стали устраивать гнездо.





В пещерах круглый год постоянная температура – около 8 градусов. Рядом со входом расположены первые две монашеские кельи. В 30-е годы колхозники решили приспособить пещеры под овощехранилище. Они вылупили часть перегородок, засыпали овощи, но урожай быстро сгнил.



С середины 70-х годов в пещеры началось активное туристическое паломничество, и белые меловые стены вскоре покрылись сажей от факелов, которыми освещали путь любознательные туристы, и их «автографами». Те кривые, изуродованные стены, которые мы видим в наши дни – это результат очистки от копоти и «наскальной живописи» недалеких любопытствующих. Ранее стены пещерного монастыря были идеально ровными.







Современному человеку сложно понять то, почему люди уходили от мира в пещеры, и ради чего добровольно избирали стезю аскезы и лишений. Монашеские кельи были малы по размеру. На высеченные из породы кровати иноки чаще всего ничего не подкладывали и прямо так и спали – на гладкой меловой поверхности. Нам, привыкшим к удобствам и удовольствиям современного мира, невозможно внять глубины духовного подвига пещерников.



Участники мотомарша увидели и келью затворника. Когда монах уходил в затвор, чтобы молиться о всем мире, окошко его кельи замуровывалось, а скромную пищу и питье братия подавала ему через небольшой оставшийся отсек. Когда инок представлялся ко Господу, его келья замуровывалась полностью. Почившие монахи-затворники так и пребывают в пещерах до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Где в коридорах пещеры скрыты их кельи – известно одному Богу. Одна келья, которую смогли увидеть паломники, по неизвестным для нас причинам осталась открытой. Через небольшое окошко можно разглядеть высеченный на стене лик.





В пещере цветы у икон стоят без воды и сохраняют свежий вид неделями и порой даже месяцами. Менять букеты приходится только потому, что со временем они покрываются мхом.

Ранее в пещерах была и монашеская трапезная с меловыми столами и лавками. Отец Иаков стал от них только нижнюю часть, так как весь верх местные жители изрубили на мел.

В пещерах по-разному слышатся мужские и женские голоса. Мужской голос более низкий, резонирует и как бы расплывается по всему пространству, а женский – звонче, но сконцентрирован только в одном месте. Насельники полагают, что это связано с тем, что ранее здесь был именно мужской монастырь, но тут же добавляют, что как на самом деле – ведает только Господь. Сейчас увеличили пространство церкви, и эффект стал ослабевать. «Вот так, куда человек нос сунет - все рушится. А еще говорим, что все знаем,» - подытожил наш экскурсовод.





По пещерному ходу паломники пришли в подземную церковь в честь Святой Троицы. Церковь действующая – каждую субботу в ней служат Литургию, кроме больших праздников, когда в ней не может поместиться много народу.



В храме очень красивый керамический иконостас, подаренный монастырю благодетелями. «Дерево и металл в пещере быстро приходят в негодность, а керамика, если не будет революции, - пояснил батюшка, - будет надолго».

В Свято-Троицком храме










В книги «Чудеса в монастырях России» Холковский монастырь отмечен тремя чудесами: цветами, которые сохраняют свою свежесть без воды, женским голосом, который здесь не распространяется, как мужской, и Троицкой церковью, которая смотрит на восток.

В пещерах очень легко дышится. В воздухе большое содержание йода, кислорода и азота. Все это исходит от меловых стен. Вентиляции в пещерах нет никакой, кроме тех дверей, через которые вошла группа.

Батюшка обратил внимание паломников на икону Георгия Победоносца: «У нас сейчас такой время, что всей Россией надо ему молиться.»

По описанию на том пути, которым паломники прошли по пещере, должно было быть 12 келий. Но до наших дней в таком количестве они не дошли. Многие из них замурованы.

К выходу на поверхность ведет крестный ход, который составляет ровно 33 метра. Об этом стало известно уже в наши дни, ведь ранее, когда создавались пещеры были другие меры измерения. Этим путем, с молитвой в сердце, паломники и отправились к выходу из пещерного храма.



По окончании экскурсии паломников ожидала трапеза. Часть группы перед отъездом решила прогуляться по холковским холмам и поднялась к храму-колокольне святого князя Владимира.





Церковь Антония и Феодосия Печерских




Церковь Антония и Феодосия Печерских


















После трапезы и прогулки паломники зашли в храм в честь Донской иконы Божией Матери, чтобы написать записочки, помолиться и поставить свечи.

Храм в честь Донской иконы Божией Матери


В храме Донской иконы Божией Матери














Отец Маниул благословил каждого участника мотомарша в дорогу и пригласил вновь приезжать в обитель.









Из Холковского монастыря участники мотомарша отправились в Белогорский Воскресенский монастырь. Дорога была непростая, местами сильно разбитая, и в обитель паломники добрались, когда уже стемнело. Иеромонах Сергий пригласил путников к трапезе, после чего разместил группу на ночлег в воскресной школе при монастыре.

В трапезной Белогорского Воскресенского монастыря


Tags: #Белгород, #Холки, #Холковскиймонастырь, #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #ратныеполяроссии, #федерациямототуризмароссии, Курск, Ночные Волки, Ратные поля России, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment