katya_husky (katya_husky) wrote,
katya_husky
katya_husky

Categories:

Паломничество "Святая Московия": Свято-Троицкая Сергиева Лавра - обитель Игумена земли Русской

Утро третьего, заключительного, дня паломничества «Святая Московия», организованного Федерацией мототуризма России при поддержке мотоклуба «Ночные Волки», началось в Сергиевом Посаде под звон лаврских колоколов. Исповедь, Божественная Литургия… Каждое воскресенье для православного христианина – маленькая Пасха. После богослужения для паломников провели экскурсию по обители преподобного Сергия Радонежского.

DSC06221

Варфоломей – такое имя нарекли родители Игумену земли Русской при рождении – родился в селе Варницы, под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Еще когда младенец находился во чреве матери, Господь явил через него чудо. С самого юного возраста мальчик отличался от обычных детей. По средам и пятницам он не пил молока матери. Когда отрок подрос, он всем сердцем хотел научиться азбуке, чтобы изучать Святое Писание, но учеба плохо ему давалась. Выполняя родительское послушание (Варфоломей пас скот), мальчик повстречал старца, с которым поделился своим сокровенным желанием. Инок помолись об отроке и дал ему просфору со словами: «Возьми, чадо, и съешь. Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном избрали уединенное место на холме Маковец, где поставили небольшую келью, а позже с благословения митрополита Феогноста возвели и освятили небольшую церковь во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре оставил келью и удалился в Москву. А Варфоломей, который в 1337 году принял монашеский постриг с именем Сергий, остался подвизаться в лесной глуши в одиночестве. Со временем к отшельнику стали приходить люди: кто-то за мудрым советом и духовной помощью, кто-то с желанием подвизаться под его духовным наставничеством. Так в XIV веке появился монастырек, которому предстояло впоследствии стать великим духовным центром Руси – Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.

DSC06218

Сама Пресвятая Богородица однажды посетила кроткого угодника Божия во время его келейной молитвы. Сейчас на том месте в Троицком храме, где ранее находилась скромная келейка преподобного, находится духовная сокровищница лавры – Серапионова палата. В ней пребывают раки и ковчежцы с мощами сотен святых. В Серапионовой палате находится и крест, который из Константинополя преподобному Сергию прислал Патриарх Филофей вместе с параманом и схимой в благословение на новые подвиги и устроение общежительного монастыря.

DSC06228

Накануне Куликовской битвы князь Димитрий Иоаннович Московский пришел к преподобному Сергию за духовным укреплением и молитвенной помощью. Игумен земли Русской отправил с князем двух своих иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

DSC06275

DSC06252

DSC06264

Благословляя их перед Куликовской битвой, преподобный «дал им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя». Победа Пересвета над Челубеем была не победой оружия, но победой духа. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13.) «Не в силе Бог, а в правде» - этот завет святого благоверного князя Александра Невского витал над русской ратью, вышедшей на Куликово поле. В истории Руси победа в Куликовской битвы стала переломным событием. Лев Гумилев сказал: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – Русские». «Русь родилась на Куликовом поле» (В. Ключевский).

Сама Куликовская битва состоялась 21 сентября (8 сентября по старому стилю), в день Рождества Пресвятой Богородицы. «Силой своей христианской веры и воодушевления русский народ смог преодолеть все выпавшие на его долю тяжкие испытания - усобицы князей, набеги кочевников, почти трехвековое татарское иго. Они помогали ему и позже отстаивать от иноземцев и иноверцев свою культуру: не пустить на родную землю шведов и немецких рыцарей, изгнать поляков и преодолеть разлагающую смуту, пережить нашествие французов, создав при этом грандиозную Российскую империю от Черного моря до Белого, и от Балтики до Тихого океана. Эта же христианская сила русской души действовала и в последней, самой кровавой в истории человечества Второй мировой войне, ставшей для России поистине Великой Отечественной. «Поле Куликово и Отечественная война, разделенные более чем полутысячелением, - сказал в своем выступлении на IX Всемирном Русском Народном Соборе писатель Валентин Распутин, - невольно в нашем представлении возвышаются над Россией огромными скорбными курганами. Но они встают рядом еще и потому, что там и там вместе с огневым разящим оружием в не меньшей степени действовало оружие духовное, скреплявшее защитников Отечества в единую плоть и единый дух, в цельную неодолимую преграду». (1).

И.С. Шмелев в рассказе «Куликово поле» сказал: «Нет народа с таким тяжким историческим бременем и с такою мощью духовною, как наш; не смеет никто судить временно павшего под крестом мученика; зато выстрадали себе дар – незримо возрождаться в зримом умирании, – да славится в нас Воскресение Христово!..»

В 1392 году преподобный Сергий преставился ко Господу и был похоронен в храме святой Троицы. Его преемником стал преподобный Никон Радонежский.

Победа на Куликовом поле стала переломным событие в истории страны, однако, окончательно от татаро-монгольского ига Русь освободилась в 1480 году. В 1408 году Троицкий монастырь был сожжен полчищами хана Едигея.

Новая церковь в честь Святой Троицы на месте сгоревшей была освящена в 1412 году. Во время закладки каменного Троицкого собора в 1422 году были обретена мощи преподобного Сергия. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. Главной храмовой иконой стала знаменитая «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым.

DSC06233

До строительства в 1469 году каменной трапезной Троицкий собор был единственным зданием из камня в обители. Позже, в XVIII веке, на месте трапезной возвысилась колокольня. В 1476 году построен храм Сошествия Святого Духа.

В 1530 году в Лавре был крещен будущий царь Иоанн Васильевич. Впоследствии Иоанн IV Грозный часто приезжал в обитель помолиться и поблагодарить Бога за одержанные Им победы. В благодарность за молитвенную поддержку царь благотворительствовал обители. В 1559 году в присутствии Иоанна Васильевича был заложен Успенский собор, строительство которого завершилось уже при его сыне – Феодоре Иоанновиче.

Во время Стрелецкого бунта в стенах обители укрылись царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. А 1689 году в Троицком монастыре укрывался Петр I. В память об этом императором в Лавре были выстроены Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686-1692 гг.) и Сергиевский храм (1697 г - завершен одноглавый храм, в 1702-1705 гг. - храм стал шестиглавым) в московском Высоко-Петровском монастыре.

При Елизавете Петровне при обители была открыта духовная семинария. В 1744 году Троицкий монастырь получил статус Лавры. На XVIII –XIX века пришелся расцвет обители. В это время в монастырских окрестностях возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты, скит Параклит. В 1814 году из Москвы в лавру была переведена Духовная академия. К началу XX века при лавре действовали типография, в которой издавались труды философов и священников, гостиницы, мастерские, лавки. Перед революцией в обители подвизалось около 400 монахов.

DSC06241

С приходом к власти богоборцев начался период тяжелейших испытаний для Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра была закрыта в 1920 году. В монастырских строениях разместились Историко-художественный музей, общежитие и до 1953 года – Загорский учительский институт. К 1929 году были закрыты все скиты лавры. Практически все колокола с лаврской звонницы были уничтожены богоборцами. Уцелело около 20 колоколов, среди которых - Никоновский колокол 1420 года и колокол «Лебедь» 1593 года.

Монашеская жизнь в обители прервалась до 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь. Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года.

6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Иннокентий (Вениаминов) (1797 - 1879) — одним из первых при советской власти — был причислен к лику святых (2). В 1994 году к лику святых был причислен митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (3). В 2004 году его честные мощи были перенесены из Троице-Сергиевой обители в московский Храм Христа Спасителя. В 1996 году на земле обители также были обретены мощи преподобного Максима Грека (4). В 1998 году архимандрит Антоний (Медведев) был причислен к лику местночтимых святых. Торжество прославления возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Ко времени канонизации честные останки преподобного Антония были обретены и помещены в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры (5). 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла торжественно в сопровождении братии Троице-Сергиевой Лавры и духовенства из Успенского собора в Трапезный храм были перенесены мощи святителя Иннокентия Митрополита Московского (†1879). В этот же день из Успенского собора в Духовскую церковь Лавры были торжественно перенесены мощи преподобного Максима Грека (†1556). (6)

DSC06249

DSC06262

DSC06267

DSC06269

DSC06277

Из Свято-Троицкой Лавры паломники отправились в мастерскую художника-иконописца Аркадия Холопова. Иконостасы, написанные в мастерской Аркадия, украшают православные храмы не только по всей России, но и в Израиле, Греции, США, ЮАР, Уганде, Австралии, Польше, Сербии, Черногории и других стран. Совершая паломничества к православным святыням, Ночные Волки даруют посещаемым ими храмам и монастырям иконы, среди которых присутствуют и иконы письма Аркадия Холопова. Аркадий сам является русским мотоциклистом и при возможности принимает участие в пробегах и мероприятиях, организуемых мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России.

Аркадий подробно рассказал о техники иконописи и о проектах иконостасов, над которыми сейчас работает.

DSC06327

DSC06329

DSC06336

DSC06344

DSC06347

DSC06355

DSC06365

DSC06376

DSC06380

DSC06384

DSC06390

DSC06398

DSC06400

DSC06406

DSC06410

DSC06421

DSC06424

DSC06438

Из мастерской группа паломников отправилась в Гефсиманский Черниговский скит, основанный в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым). Гефсиманский скит - место подвижничества преподобного Варнавы Гефсиманского, блаженного Филиппа и других угодников Божьих. Продолжение - в следующей части.

Tags: #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествие, #федерациямототуризма, #храмы, Ночные Волки, Святая Московия, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 2018 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments