katya_husky (katya_husky) wrote,
katya_husky
katya_husky

Category:

Паломничество "Святая Московия": Гефсиманский Черниговский скит и Спасо-Вифанский монастырь

Из храма в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию паломническая группа отправилась в Гефсиманский Черниговский скит, основанный в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым). Гефсиманский скит - место подвижничества преподобного Варнавы Гефсиманского, блаженного Филиппа и других угодников Божьих. По благословению Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого, на месте будущего скита поселились несколько монахов, которые особо тяготели к безмолвию и уединению.

DSC06778

Устройство быта в скиту было пропитано духом аскезы. «Простота... есть надежда Скита. Да сохранит сие Господь», - писал святитель Филарет Московский.

Начало пещерокопанию при ските положил в 1847 году схимонах Филипп, или Филиппушка, как его называли люди. Христа ради Юродивый Филиппушка круглый год ходил босиком и с тяжелым посохом в руках, спал на земле, постился по несколько дней подряд. Испросив благословение на копание «погребка», блаженный Филиппушка принялся за создание пещер по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Вскоре к месту подвижничества юродивого стали приходить другие люди, желающие следовать его примеру. Через некоторые время к Филиппушке присоединились и его взрослые сыновья, вместе с которыми он принял монашеский постриг.

DSC06755

DSC06765

DSC06775

Кельи в пещерах, вырытые руками монахов, располагались на глубине около 6,5 метров. Самая маленькая келейка составляла около метра в ширину и двух в длину. В самой большой пещере иноки устроили церковь во имя Архангела Михаила.
В пещерном отделении находится могилка старца Варнавы Гефсиманского.

Василий Ильич Меркулов (имя старца Варнавы в миру) родился в 1831 году в семье крепостных крестьян в Тульской губернии. Когда семья Василия была переведена в Нарофоминск, мальчик стал часто бывать в Зосимовой пустыни, где много общался со старцем Геронтием. С юных лет Василий задумывался о монашестве и в возрасте 20 лет с родительского благословения поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Вместе с юношей в Лавру отправился и его духовный наставник о. Геронтий, принявший там постриг в схиму с именем Григорий. Уже через месяц после своего поступления в Лавру Василий по благословению наместника о. Антония (Медведева) перешел в Гефсиманский скит, где был определен под руководством старца Даниила.

Около 1859 года Василий был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины. В качестве послушания ему назначили проведение экскурсий для поклонников.

Старец Григорий перед своей кончиной благословил Василию принять на себя подвиг старчества, а также основать женскую общину в местах, зараженных расколом. Василий не чувствовал в себе сил на такой великий подвиг, но и старец Даниил вскоре повторил слова о.Григория.

Так в 1863 году Василий в возрасте всего 32 лет стал основателем и духовным руководителем женского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери близ Выксы.

DSC06804

В 1866 году рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава. В 1873 году по благословению наместника Лавры архимандрита Антония о. Варнава был назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита и уже около 1890 года - духовником старшей братии скита и пещер.

Ежедневно старец принимал от 500 до 1000 людей, приходящих к нему из разных концов страны за духовной помощь, советом и наставлениями. Весть о прозорливом старцы быстро разлетелась по всей России. В 1905 году о. Варнаву посещала царская семья и, как свидетельствует предание, именно в тот год царь-страстотерпец Николай II получил благословение на принятие мученического конца.

Прозорливый старец предвидел гонения на Церковь в трагическом XX веке, но говорил, что «настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

DSC06830

Старец Варнава скончался в 1906 году, стоя в молитве на коленях в святом алтаре, у подножия Престола Божия. Он был похоронен в нижней, подземной, церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери. После обретения его мощей, из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. В 1995 году преподобный Варнава был прославлен в лике святых.

Черниговская икона Божией Матери, главная святыня скита, просияла 1 сентября 1869 года. От иконы по милости Божией произошло исцеление парализованной крестьянки, после чего по молитвам пред Образом совершились и продолжают совершаться многие чудеса.

На скитском кладбище нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиевой Лавры после ее закрытия в 1919 году. Здесь также находятся могилы знаменитых русских философов - В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева).

DSC06810

DSC06813

DSC06824

DSC06828

После закрытия Лавры богоборцы сперва предложили монахам переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. В 1921 году был закрыт Черниговский монастырь, из которого братия перешла в скит. Чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия Радонежского в Рогожской Ямской слободе. В 1924 году скит получил статус сельскохозяйственной артели, а в 1928 с закрытием последнего действующего в скиту храма в честь Успения и Вознесения Божией Матери братию разогнали. В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. В последующие годы в зданиях скита размещались тюрьма, интернаты для инвалидов, ПТУ для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга.

DSC06816

DSC06823

Постепенное возрождение обители началось с 1988 года, когда был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе - скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

DSC06783

В 1989 году по благословению наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры. С июля 1990 года возобновилось иночество в скиту.

Мотоциклисты даровали скиту икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Живоносный Источник».

DSC06795

DSC06839

Завершающим местом паломничества стал Спасо-Вифанский мужской монастырь. Вифания – место на Святой Земле, где Христос воскресил Лазаря четверодневного.

DSC06846

Евангелие от Иоанна:
«1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53 С этого дня положили убить Его.»

Спасо-Вифанский монастырь был основан как пустынь для «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры» священно-архимандритом Лавры Платоном Левшиным (1737 — 1812).

Важнейшим событием в начальной истории Вифании стало посещение её в апреле 1797 г. императором Павлом I. Результатом посещения стал высочайший указ от 1 мая 1797 г. о возведении Вифанской пустыни в степень штатного монастыря и об учреждении при нем семинарии (она открыта близ монастыря в построенном специально для нее здании в 1800 г.). Указ объявлял новоучрежденный Спасо-Вифанский монастырь «в соединении» с Лаврой и подчинял его митрополиту Московскому «яко хозяину Вифании». Настоятелем монастыря объявлялся наместник Лавры (1).

Проходя через Святые врата, паломники сразу попадают к каменному собору с престолами в честь Преображения Господня в верхнем и Воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах, который неизменно поражает всех своим необычным убранством. Митрополит Платон так объяснял идею Спасо-Преображенского собора: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения» (1).

DSC06862

DSC06887

Обращенная к молящимся алтарная стена нижнего Лазаревского храма представляла вид пещеры, так как именно в пещере, по иудейскому обычаю, был погребен праведный Лазарь. Над «пещерой» возвышался алтарь верхнего Преображенского храма, устроенный в виде евангельской горы Фавор. Гора была устлана мхом, украшена искусственными цветами и кустарниками, фигурками зверей. «Фаворская гора» и пещерообразный храм в ее основании давали простым богомольцам наглядное представление о двух событиях Нового Завета, которым и посвящался Спасо-Преображенский собор.

DSC06873

DSC06877

DSC06885

Ещё в 1786 г. владыка Платон перенес в собор Вифании древнюю дубовую раку, в которой некогда покоились в Троицком соборе Лавры мощи Преподобного Сергия. Святыню установили в палатке при входе в нижний Лазаревский храм.

11 ноября (24 ноября по новому стилю) 1812 г. владыка Платон представил ко Господу. Его отпевание было совершено в Троицком соборе Лавры, после чего гроб владыки был доставлен в Вифанию и захоронен на месте, которое еще при жизни указал митрополит Платон.

Завещание митрополита Платона гласило:

«Книги все, которые после меня останутся, сдать в библиотеку Вифанской семинарии, в которую уже вся моя библиотека и отдана... Денег после меня других не останется, и потому прошу в изыскании их не трудиться, ибо какие были деньги от жалованья и доходов, — те все, по желанию моему, распределены, а именно:

1) Положено 10.000 руб. в банк на Лавру для поминовения моего, на что и билеты из воспитательного дома в соборе есть с моею подписью.
2) Положено на семинарию и на учеников Платоновых 10.000 руб., на что и билет есть в соборе с моею подписью.
3) Положено еще 10.000 руб., на богадельных Вифанских и на монастырь Спасо-Вифанский и на семинарию Вифанскую, на что есть билет с моею подписью.
4) А как разделять с сих 30 тыс. руб. получаемые проценты, и как их распорядить — предоставляю будущему начальнику и учрежденному собору с тем, что они могут и весь капитал потребовать, ежели какая по какому месту польза или необходимая нужда принуждать будет. Положено еще 10.000 руб.: на Московскую академию 4000 руб., на Чудов монастырь 2000 руб., на внуков моих (дети племянника Платона — Нестеровы) — 4000 руб., на что есть и билет в соборе с надписью моею». (2)

В начале 40-х гг. XIX монастырь был расширен. В 60-е гг XIX на средства жертвователей у восточного фасада покоев митрополита Платона была построена церковь во имя Сошествия Святого Духа. В 70-е гг. XIX в были выстроены новые святые врата с колокольней над ними.

По дороге в Лавру паломники посещали и Спасо-Вифанскую обитель. С пришествие в начале XX в к власти богоборцев для монастыря, как и для всей Церкви, начались тяжелые времена. Монастырь сначала был превращен в трудовую сельскохозяйственную артель, а затем и вовсе закрыт. Сначала с строениях обители обосновался детский дом, затем монастырь был передан птицефабрике. Обитель постепенно гибла от рук своих же людей – народ растаскивал здания на стройматериалы. Так были уничтожены покои митрополита Платона, ограда и колокольня со святыми вратами.

DSC06864

DSC06867

В 1952 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) честные останки митрополита Платона были перенесены из Вифании в Троице-Сергиеву Лавру, в Свято-Духовскую церковь.

Только в 1998 г. часть зданий Спасо-Вифанского монастыря была возвращена Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 г., по благословению Патриарха Алексия II, Вифания получила статус подворья Лавры. С этого времени началось постепенное восстановление Спасо-Вифанского монастыря. В 2006 году Господь послал обители благотворителей, и темп возрождения обители ускорился. Сейчас в обители регулярно совершаются богослужения, приезжают поклонники.

Мотоциклисты на молитвенную память передали в дар храму икону Божией Матери Всецарица (Пантанасса).

DSC06883

На этом паломничество по святым местам Подмосковья, организованное Федерацией мототуризма России при поддержке мотоклуба «Ночные Волки» и братии Свято-Троцкой Сергиевой Ларвы завершилось. Попрощавшись с друзьями у ворот обители, поклонники разъехались в разные стороны по домам: в Москву, разные города Подмосковья, Санкт-Петербург и другие города.

DSC06851



Tags: #монастыри, #ночныеволки, #паломничество, #православие, #путешествие, #федерациямототуризма, #храмы, Ночные Волки, Святая Московия, Федерация мототуризма России, монастыри и храмы, паломничество, православие, фоторепортаж
Subscribe
promo katya_husky january 25, 2018 21:33 281
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments