Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky

Боголюбово и Храм Покрова на Нерли

Ну что ж, наконец-то, я добралась до этого написания этого рассказа. Меня очень торопила сестра с ним, потому что хотела посмотреть фотки Храма Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. А я очень хотела написать его, чтобы поделиться своими эмоциями. Хотя фотографий у меня не особенно много... У меня было искушение попросить разрешение на съемку на территории монастыря, и думаю, мне бы не отказали.. но я все же решила не отвлекаться на суе и не портить себе впечатление. А вот эмоций у меня очень много. Я даже не уверена, что знаю, как правильно их выразить словами.  Скажу так, поездка в Боголюбово мне понравилась намного больше предыдущего дня во Владимире. И из моих последних поездок она, наверно, самая яркая, эмоциональная и духовная. Ты испытываешь невероятное чувство теплоты и легкости, ощущаешь счастье просто так, и ничто не может разрушить это состояние гармонии и радости. Вот! Наконец нашла это слово - РАДОСТЬ. Практически с самого начала поездки я испытывала такую светлую радость...

А началось с того, что хозяйка хостела, провожая меня, пообещала, что мне там очень понравится, что там меня встретит "вот такая!" (и она подняла большой палец вверх) матушка Татьяна, которая меня накормит обедом, расскажет про "беЗплатно", напоит чаем и т.д.. Ну в общем зарядила позитовом с самого утра :-)

Ну что, поехали!

Автобусная остановка находится прямо рядом с монастырем, проехать мимо невозможно. А цена билета в 18 рублей приятно обрадовала :-).

Не буду пересказывать подробно историю Свято-Боголюбского монастыря, думаю она многим известна. Князь Андрей Боголюбский, возвращаясь из Киева, вез с собой икону Пресвятой Богородицы, полученную в дар от византийского императора. Недалеко от Владимира кони встали и отказались идти дальше. Тогда Андрей решил устроить здесь привал, отслужить молебен, а потом сам наедине начал молиться и ему явилась Богоматерь, которая повелела оставить Ее Образ во Владимире, а на этом месте поставить храм и населить его иноками. Князь Андрей Боголюбский так и поступил, а по увиденному им Образу была написана Боголюбивая Икона Божией Матери.

Боголюбивая икона Божией Матери – первая писанная на Руси, так как ранее все иконы привозились из Византии.
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. (текст отсюда)

Рядом с входом в монастырь стоит столик, и монахиня угрощает всех прохожих вкуснейшим чаем из трав и монастырскими пончиками. Как вы понимаете, саму монахиню я фотографировать не стала, а вот кусочек столика рядом со стихами, которые написал Юрий Вакула по тексту надписи на Любекском соборе (12-14 вв.), попал в кадр.
Чай просто невероятно вкусный! Смесь трав, мед, лимон, специи. Я спросила, можно ли купить у них такой сбор, но монахиня сказала, что они его собирают только для своих нужд и вот так для угощения всех прохожих. В церковной лавке продаются чаи, но они не те, привозные.

В Храме Рождества Пресвятой Богородицы находится список с Боголюбивой иконы.

Ну я, напившись вкуснейшего чая с пончиками, отправляюсь к Храму Покрова на Нерли.

Рельсы, рельсы.. Шпалы, шпалы...

С котиками как-то не задалось в эту поездку, хотя я их активно высматривала и даже не поленилась в Москве закинуть в рюкзак пакетик корма на всякий случай.. Видимо, это и спугнуло всех котиков. Вот если бы у меня был с собой один-единственный бутерброд, как в Новом Иерусалиме, то точно бы образовалась стая пушистых страждущих до моей колбасы :-) Поэтому единственный котик после рельефов на Дмитровской соборе, который мне встретился в этой поездке, был вот такой вот металлический на переходе через жд пути :-)

А вот и сразу после станции виднеется в далеке Храм Покрова, путь к которому лежит через луг.

На лугу растут целебные травы, из которых монахини делают свой вкуснейший чай.

А по весне, когда снег тает, добраться до храма можно только на лодке.

Казалось бы, путь в 2 километра совсем незначительный. Но именно тут я почувствовала, что это не просто туристическая поездка, а настоящее паломничество. Эти 2 километра я шла очень долго...
Белоснежный снег на лугу, не тронутый реагентами и транспортом, подтаял в результате нежданно пришедшей оттепели, и все поле покрылось настом. Уровень снега был выше моих берц, поэтому идти по насту не представлялось возможным. А узкая тропка, протоптаная паломниками и туристами покрылась ледяной коркой.

Я заметила, что стоит только моим мыслям загулять и перекинуться на суетные размышления, я тут же начинала подскальзываться и стремиться проверить носом снег на прочность. Можете считать меня мнительной и думать, что угодно, но как только я выгоняла из головы всякую фигню и вновь настраивалась на правильный лад, препятствия на дороге отступали! Так что мое паломничество заключалось в том, чтобы приучить себя контролировать свои мысли и не впускать в себя всяких "посредников" и "попутчиков" :-).

Храм Покрова на Нерли построен так же при князе Андрее Боголюбском. Что примечательно, сам праздник Покрова Богородицы появился именно при князе, в Византии такого праздника не было.

Почти дошла, осталось преодолеть овраг и я практически у цели.

Уже рассматривая дома фотки, я сначала удивилась, почему я не обошла храм со всем сторон и не разглядела рельефные украшения на стенах.
И потом вспомнила, что вокруг храма была одна сплошная лужа и лед, которые дедушка (он немного различим рядом с входом на фото) старательно чистил. Поэтому у меня видимо даже мысли не возникло осмотреть храм снаружи. Но зато я точно для себя решила, что обязательно вернусь сюда весной. Уж очень запало мне в душу это место.

Ну что ж.. Пора возвращаться. Вдалеке виднеется монастырь. А тучи стали немного отступать. Дорога обратно почему-то всегда проще. Возможно, все дело просто в приподнятом настроении, или в том, что уже знаешь все сложные места на пути). Здесь видна тропа, по которой нужно идти? Она обманчиво снежная, на самом деле она очень скользкая! ).

Еще один котик на мосту. Этого почему-то пропустили и не покрасили кузбасслаком

Рядом с монастырем виднеется Иордань. Не уверена, но вероятно в ней были Крещенские купания.

Обратно возвращаюсь по противоположной стороне. И это уже простая, легкая дорогая. А вот по пути к храму Покрова на Нерли, идя вдоль монастырской стены, мне пришлось преодолеть ни одну снежную гору!! Порой даже приходилось цепляться за ветки, отбойник у дороги или ледяные корки сугробов, взбираясь на высоту около метра над лужами. Но честно говоря, преодолевала я то снежное препятствие очень весело, и мысли повернуть обратно у меня не возникало. Мне даже было интересно, насколько выше и скольже будет следующий сугроб, который мне предстояло покорить).

А вот как раз и та самая "беЗплатная трапезная", про которую мне рассказали еще в хостеле. Вы еще не догадались, почему она беЗплатная? :-) Потому что, еда в ней предоставляется всем беЗ платы, а того, чье имя пишется через "с", монахини не хотят поминать даже в прилагательных! ))

Матушка Татьяна (здесь она все же видна у своего столика с чаем и пончиками) и правда потрясающая и очень душевная. На обратном пути она меня встретила как родную, обняла и тут же повела обедать. В трапезной уже сидел один молодой человек, тоже путешественник и местная бабулька. Молодого человека я не стала распрашивать откуда он и куда направляется, потому что видно было, что он стеснялся, и мне не хотелось смущать его больше. Меня накормили вкуснейшим монастырским обедом с соленьями, напоили полюбившимся травяным чаем, а дорогу дали пакетик их знаменитых чесночных сухариков. Я не могла просто так уйти после такого теплого приема, поэтому оставила единственное, что у меня было с собой, чем я могла поделиться - шоколадку.

Мы тепло распрощались, и монахини приглашали меня обязательно приезжать к ним весной уже с сестрой (Ты слышала, да?? Так что отмазки не прокатят, поехали!!! :-) )

В ожидании автобуса бросаю взгляд на монастырь. Мне очень хочется вернуться сюда еще. А солнышко наконец стало брать верх над хмурыми тучами и украшать блеском золотые кресты на куполах.

Вот такой был мой второй день во Владимире.
Tags: 2016, travel_alone, travel_russia, Боголюбово, Владимир, Храм Покрова на Нерли, путешествия
promo katya_husky январь 25, 21:33 287
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…