Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky

Спектакль "Не унывай!" в Московском театре русской драмы

«Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.»
(А.Т. Твардовский, «Василий Теркин»)

В воскресенье я вновь очутилась в Большом зале Центрального дома работников искусств на спектакле Театра Русской Драмы под руководством Михаила Щепенко. Спектакль «Не унывай!» поставлен по известной каждому со школьной парты поэме Твардовского «Василий Теркин». И неудивительно, что в зрительном зале было много подростков. Иногда за спиной слышалось, как кто-то вторит знакомым словам со сцены «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый».


(фото с сайта театра)

На сцене из декораций всего несколько ящиков для патронов да необычная конструкция в виде 4 досок, скрепленных в «гармошку». И этот скромный набор реквизита вдруг превращается то в машину-полуторку с солдатами в кузове, то в понтон на переправе, то в окопы, то в землянку, то в дорожку в саду родного дома, а то и чью-то одинокую могильную плиту.

Стоит зазвучать простым, понятным каждому словам, прогреметь где-то в высоте мотору «мистера шмидта», как ты уже не видишь актеров и сцену с ее декорациями, а становишься невольным свидетелем тех далеких дней, которые довелось пережить нашим дедам. Ты видишь глаза и слышишь мысли этих наивных ребят, которые совсем недавно были еще беззаботными подростками, гуляющими до заката, неопытными, заглядывающимися на таких же юных девчонок, получающими нагоняй от матушки и подзатыльник от отца за провинность. И вот они в окопах: внешне уже другие, а внутри все же.

«По земле, рябой от рытвин,
Рваных ям, воронок, рвов,
Смертным зноем жаркой битвы
Опаленных у краев…

И откуда по пустому
Долетел, донесся звук,
Добрый, давний и знакомый
Звук вечерний. Майский жук!

И ненужной горькой лаской
Растревожил он ребят,
Что в росой покрытых касках
По окопчикам сидят,

И такой тоской родною
Сердце сразу обволок!

Фронт, война. А тут иное..»

В спектакле не захлебывающегося пафоса лозунгов и агитаций. Мы видим живых людей, которые не по своей воле оказались на войне:

«Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.

От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия.»

Теркина играют сразу 12 актеров. И это понятно, ведь
«Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.»


Мне хотелось бы отметить три эпизода в спектакле, во время которых в зале повисала полная тишина, и слышалось неровное от волнения и переживаний дыхание: свое и соседей.

Во-первых, это довольно веселый момент, когда Теркин оказывается в избе старого солдата и его хозяйки, чинит им часы и пилу, да напрашивается на сытный ужин. Как вдруг вся ироничности сцены в миг пропадает от одного вопроса деда:

«Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?

– Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом.»

Сколько чувств, боли, надежд, ненависти, обиды от потерь, веры, отчаяния заключено в этих простых словах. Не бравады и не слов комдивов ждет Сергей Нестеров, исполняющий роль деда, от Аркадия Аверина в роли Василия Теркина. Он, а вместе с ним и зрители, жаждет услышать правду!

«А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька»

Нелегко дается этот ответ человеку, который за короткий срок успел на своей шкуре испытать все типы «сабантуев».

«Молча в путь запоясался,
Осмотрелся – все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
– Побьем, отец…»


Второй эпизод, который заставляет содрогнуться, - это спор бойца со Смертью. Я мысленно сфотографировала этот кадр и хорошо помню его до сих пор в деталях. Деревянные декорации потрясающим образом усиливают в этой сцене приближающегося конца. Вот солдат лежит на мерзлом поле: полуживой, в окружении погибших друзей. И тут является Она, обещая облегчить боль, стоит лишь ему перестать держаться за жизнь из последних сил. В ответ на неуверенное сопротивление бойца доски сжимают его тисками, превращаясь в гроб.

(фото с сайта театра)

На некоторое время Теркина посещают сомнение и отчаяние, и он почти готов сдаться, но вновь вспоминает:

« – Так пошла ты прочь, Косая,
Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.»

И третий эпизод – это сцена, когда солдат идет по знакомой тропинке к родному дому, предвкушая минуты счастья среди кровавых военных будней, и вдруг узнает, что он теперь сирота.. По щекам Валерия Андреева, исполняющего роль солдата, текут настоящие слезы…А вместе с тем перехватывает дыхание и у всего зала.


Но спектакль и поэма не столько о самой войне, ведь здесь нет точной хронологии событий и подробного описания ключевых моментов сражений, сколько повествование о самих людях. О тех людях, что шли грудью на врага, и о тех, что в опустошенных деревнях ждали возвращениях домой сыновей, мужей, отцов. Вот эпизод: девушки вальсируют со своими женихами. Раздался выстрел - и они вальсируют одни.

Это спектакль о несгибаемости русского духа, его твердости и нежеланию отступать пока жива хоть какая-то надежда. В самой безвыходной ситуации, в самом отчаянном положении, главное – не унывать!

«Шли худые, шли босые
В неизвестные края.
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя!
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.

Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?»

Ох, нет. Не стоит считать это некой наивностью и слепому следованию приказов. Просто они понимают, что «из этой кутерьмы некуда податься», а значит, надо как-то протянуть, как-то пережить это, найти все себе внутренние силы, чтобы преодолеть все напасти, не поникнуть духом, не потерять себя, чтобы даже, находясь по плечи в болоте, вдруг почувствовать себя как «на курорте».

«Мерзлый грунт долби, лопата,
Танк – дави, греми – граната,
Штык – работай, бомба – бей.
На войне душе солдата
Сказка мирная милей.»

Выстояли не ради медалей и орденов, не ради славы, и даже не ради гулянок в сельсовете, о которых шутили, поднимая боевой дух. Выстояли потому, что от каждого окопа пахло «пашней, летом мирным и простым».

Большой спасибо за прекрасный вечер Театру Русской Драмы, Наталье pamsik и сообществу mosblog
Ознакомиться с афишей театра вы можете на САЙТЕ, а так же в группах в Вконтакте и Facebook
Tags: mosblog, Михаил Щепенко, Театр русской драмы, мосблог, театр
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments