Екатерина Москвина (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина
katya_husky

Спектакль "Царский путь" в Московском театре русской драмы

Тянут в разные стороны, рвут на части одержимые гордыней и ослепленные жаждой власти руки. А раздираемая в клочья многострадалица Русь-матушка тяжко вздыхает, охает и терпит, а вместе с ней стонет и горемыка-народ, заблудившийся, потерявшийся в Смутное время и не понимающий, кому верить и куда теперь идти. Льнет он доверчиво к каждому, кто смеет слово молвить, жаждет, чтобы ему указали путь из этого мрака. Да только кто ж подарить простому люду искомый ими покой или хотя бы передышку, когда у жаждущих царского престола души настолько почернели от греха, что они сами плачут от настигших их мучений?


(фото с сайта театра)

Именно такой зрителю видят первое действие в спектакле «Царский путь» Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Геометрический фигуры разной формы, которые выступают в качестве основных декораций, растаскивают в разные стороны претенденты на престол. Делят страну. Потом их кое-как собирают, и казалось, что вот-вот должно настать долгожданное затишье. Но вновь кто-то, объятый гордыней и тщеславием, вносит смуту, и только наладившийся мнимый порядок растворяется как дымка…

tzar5.png
(фото с сайта театра)

Михайло Салтыков (засл. арт. России Аркадий Аверин) с недоумением вопрошает у своего духовного отца митрополита Гермогена, ставшего впоследствии Патриархом, как такое возможно, что людьми, которые целуют крест, крестятся на купола, все равно руководится только их шкурный интерес…

Накануне дня празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства на сцене театра Луны Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко представил зрителям спектакль «Царский путь». Этот спектакль является логическим продолжением другой постановки театра «Царь Федор Иоаннович». В спектакле «Царский путь» использованы фрагменты пьес Н.В. Кукольника «Рука Всевышего Отечество спасла», «Князь Михаил Скопин-Шуйский», А.К. Толстого «Царь Борис», А.Н. Островского «Козьма Захарьевич Минин-Сухорук», «Тушино». На глазах у зрителей воспроизводятся события довольно длительного промежутка времени от правления Бориса Годунова до освобождения народным войском Минина и Пожарского Кремля от польских интервентов и восхождения на престол Михаила Федоровича Романова.

Несмотря на такое несколько веков, отделяющих нас от событий Смутного времени, спектакль остается очень актуальным и в наши дни. Он интересен и с исторической точки зрения, и с политической, так как раскрывает весь механизм устройства Смуты и ряд политтехнологий, успешно используемых и в наши дни, и для духовного осознания.

Михаил Щепенко очень органичен и убедителен в образе святителя Гермогена. Патриарху Гермогену выпала нелегкая ноша. Ему суждено было стать тем духовным пастырем, который сумел по милости Божией объединить народ и вывести страну из Смуты. И на его фоне становится очевидным ошибочность пути и величина грехопадения всех остальных. Очень поучительны его диалоги с Салтыковым. Мы видим, как из ищущего правды человека, встав на служение Мамоне, Салтыков превращается жалкое подобие человека, которое перебегает из лагеря в лагерь, услышав заманчивый звон монет. Теряя человеческое обличие, он заносил руку с кинжалом над своим духовным отцом… И святитель Гермоген останавливает его, осеняя крестом.

(фото с сайта театра)

И все-таки чуднОе творение - человек. Как поучительно наблюдать за духовными метаниями князя Василия Шуйского. Я сначала хотела написать «духовной эволюцией», но потом передумала, так как никакой эволюции по сути и не было. В каком состоянии была его душа в начале пути на престол, в таком же и осталась на исходе дней. Вот он, терзаемый гордыней и жаждой власти, находится на услужении Бориса Годунова. Совсем скоро мы видим его жалкого, молящего о пощаде Лжедмитрия, готового принять любую участь, лишь бы сохранить свою жизнь. Но как же быстро он забывает обо всем, лишь стоит ему взойти на престол. В беседе с Патриархом Гермогеном он вопрошает: «Не уж то Бог не простит ему всего его преступления». «Бог просит, а люди не могут», - отвечает ему святитель.


(фото с сайта театра)

И ведь не совсем потерянный человек царь Василий. И в нем иногда просыпаются муки совести, а значит, жива еще душа, которая неимоверно страдает от тяжести принятого не нее греха. Но как только стоит Богу в очередной раз протянуть руку помощи, как горделивый человек ее отталкивает и убегает от своего спасения. «Я сопротивлялся, а они насильно постригли меня в монахи!» - плачет он о своей участи Патриарху. Казалось бы, совсем недавно он искал прощения Божия. Так вот иди, служи, молись, кайся, но… «Не монах я!», - отрицает Шуйский. «Ты не монах», - подтверждает Гермоген. И как отлична их смерть в иноземном плену. Один страдает, мучается от содеянного своими же руками, а другой с чистыми совестью и сердцем радостно ждет встречи со Спасителем.

На самом деле, этот спектакль является не только очень емким и полезным с образовательной точки зрения в отношении истории, но и показательной иллюстрацией того, чем отличается путь христианина от любого другого пути. Святитель Гермоген – образец стойкости духа и истинной веры. И несмотря на множество преград и испытаний, насколько его путь смирения и следования во всем заповедям оказывается легче, чем ноша клятвопреступников, отступников, лжецов, воров и убийц, сошедших по своей воле с христианского пути.

За прекрасный вечер накануне праздника искренне благодарю Московский театр русской драмы под рук. Михаила Щепенко, сообщество mosblog и Наталью pamsik. В качестве постскриптума скажу, что для меня этот спектакль оказался неким очень органичным началом празднования дня Казанской иконы Божией Матери, ведь буквально через день я уже встречала праздничный день в Казанской Амвросиевской пустыни, где в Казанском соборе отмечали престольный праздник. Но об этом чуть позже..

С репертуаром театра вы можете ознакомиться на САЙТЕ, а так же в группах ВКонтакте и Facebook
Tags: Михаил Щепенко, Театр русской драмы, мосблог, театр
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments