Екатерина Москвина / katya_husky (katya_husky) wrote,
Екатерина Москвина / katya_husky
katya_husky

"При чем здесь сорока?" (с). Спектакль "Прощание в июне" в Театре русской драмы

«Ну и жизнь... Никто ничего не понимает. Палеолит... <…> При чем здесь сорока?» (А.Вампилов «Прощание в июне»)

Спешу поделиться с вами впечатлениями от спектакля «Прощание в июне», который я посмотрела в понедельник в Театре русской драмы.

Начну с общего впечатления. Это было прекрасно! Улыбка, регулярно переходящая в смех, не сползала с лиц всех без исключения зрителей в зале. Видимо, от того так весело и воспринимается комедия Александра Вампилова, что в каждом из героев мы узнаем до боли знакомых персонажей из нашей с вами жизни. Они не карикатурны и не идеалистичны. Они такие же, как и мы с вами. Все знакомые, все родные. Каждого из них можно с легкостью оправдать, ведь, мы и сами в чем-то они.




«Прощание в июне» - это комедия. Я вряд ли смогу выделить одну или несколько сцен, которые наиболее запомнились. Милая и наивная девушка Таня в исполнении Антонины Королевой, проходимец со светлой головой и приличной памятью Коля Колесов в исполнении Дмитрия Щепенко, геолог-романтик с разбитым сердцем Гомыра (Владислав Дрыгалин) и новоиспеченный жених Вася Букин (Игорь Мальнов), очаровательная жена-«декабристка» геолога Маша (Ирина Обложнова), предприимчивый и всегда знающий что кому и как сказать Фролов (Павел Левицкий), садовод-разбойник Золотуев (Сергей Нестеров), ловелас и повеса в исполнении Антона Пушкарева, и тайно вздыхающая по Колесову красавица (Ирина Андреева), идеальная жена ректора в исполнении Валерии Поляковой – все эти персонажи получились очень правдоподобными и настоящими. А эпизоды, когда ректор Репников (Геннадий Кухаренко), мурлыча «Утя-утя-утя» от предвкушения вкусного ужина, появляется в самом комичном виде на глазах у отчисленного за хулиганское поведение студента, или милиционер в исполнении Аркадия Аверина, преследующий Колесова, пытается влезть вслед за ним в окно, просто превосходны.

Вампилов, действительно, потрясающий драматург. А Михаил Щепенко обладает уникальным даром выбирать для постановки на сцене Театра русской драмы очень глубокие с нравственной точки зрения произведения. И вот сейчас я хотела бы поделиться мыслями, которые посетили меня после просмотра спектакля «Прощание в июне». Уж, простите, если вам вдруг покажется, что я в погоне за смыслами слишком глубоко решила капнуть. Но я, правда, постараюсь рассказать то, что увидела в спектакле.

Тщеславие – наверно, одна самых распространенных страстей, а гордыня – один из семи смертных грехов, в той или иной мере присущих каждому. Как бы это ни было неприятно и печально, увы, это так. Разумеется, все в разной степени подвержены этому душегубительному пороку. Кто-то, стяжав истинное смирение, приобрел навык пресекать появление этой страсти при первых, едва заметных признаках. Тем менее, я полагаю, что многие согласятся, что на собственном опыте знакомы с этим чувством. Просто чаще всего гордыня являет себя далеко не самым очевидным образом, а иногда даже под маской добродетели.

Итак, главный персонаж спектакля «Прощание в июне» - это тщеславие… являющее себя в разных ипостасях.
Букин. Вася счастливый жених и на самом деле любит Машу. И еще он хороший, верный друг. Все вроде бы замечательно, но в попытке усидеть одновременно на двух стульях и еще не окончательным принятием произошедших в его жизни изменений он в какой-то момент начинает хорохориться и тщеславиться. Да, дело пустяковое и происходит во многом под воздействием алкоголя. Возможно, на трезвую голову он был бы более рассудительным. Но, жизнь такая штука, в которой человек, как бы ему того не хотелось, не является ни режиссером, ни сценаристом. Вот Вася немного и погорячился, не подумав. А потом еще и усилил «градус», поселив в выделенной им с Машей комнате в общежитии, своего лучшего друга. Видите, как оно бывает. Стоит лишь краем ботинка наступить в лужу, как тебя все глубже и глубже затягивает в водоворот.

А Маша что? Маша прекрасная и милая девушка, которая искренне любит своего мужа, готова пойти за ним в любую экспедицию. Но вода точит камень. И вот, в какой-то момент ее терпение не выдерживает и идет на принцип. Разумеется, Машу можно понять и оправдать. Но разве в ее словах «Я и пьяница вот этот - мы пошутили» не просматриваются зачатки себялюбия и гордыни. Ну а дальше, как это обычно и бывает, все больше и больше нарастает снежный ком. Это продолжается до тех пор, пока кто-то не захочет разорвать эти путы, в который по своей собственной воле сам себя и заковал.

Пойдемте дальше. Фролов. Это мой любимый персонаж :-). В своем себялюбии и служении собственным интересам он наиболее искренен. Мне кажется, что Маша давно из объекта воздыханий превратилась в желанный трофей. Любовь - она ведь тоже такая штука, знаете ли… Настоящая любовь не разрушает, не ставит свой собственный интерес превыше интересов объекта трепетных чувств. Истинная любовь созидательна и бескорыстна. Страсть же завладевает всеми помыслами и тем самым изнутри разрушает душу, становясь кумиром. А ведь Фролов искренне переживает равнодушие Маши. И он жалеет себя, такого непонятого, несчастного, одинокого. А жалость к себе – это ведь тоже одна из ипостасей внутренней гордыни. Павел Левицкий исполнил роль Фролова просто блистательно.

Ректор Репников – очень показательный персонаж. Он живой образец того, как человек в течение долгих лет заводит крепкую дружбу со своим тщеславием. И как сложно и подчас не возможно бывает наступить на глотку своей гордости. Репников – хороший администратор и управленец, но талантом ученого он не обладает. Это знает он, это понимает его супруга, это не может скрыться от глаз одаренных студентов. Но гордыня не позволяет смириться ему с таким положением дел. Казалось бы, у него все есть для счастья: образцовая семья, престижная должность и благополучие. И вроде бы он прислушивается к доводам рассудка и уговорам жены, но Колесов для него как кость в горле. Спрашивается, и с чего вдруг он так его невзлюбил-то? Казалось бы, его должность как раз дает ему зеленый свет, чтобы из талантливого хулигана вырастить для его дочери достойного жениха. Но, вероятно, зависть к таланту ученого, который есть у геолога-проходимца, и нет у него - ректора ВУЗА, не дает ему жить спокойно той образцово-показательной жизнью, которую он тщательно стремится нарисовать для окружающих. А где зависть, там и ее верный спутник – тщеславие. По тем же причинам он не позволил своей супруге в свое время получить образование и специальность.

А что же жена ректора? Она старательно исполняет отведенную ей роль, искренне и честно. И она действительно хорошая мать и жена. Но и у нее внутри сидит небольшой червячок, который периодически гложет ее душу. Она переживает об упущенных возможностях, о том, что муж не позволил ей реализовать ее потенциал. Тем не менее, обличая своего супруга в тщеславии, она тем самым обнажает и свое. Знаете, как говорят? В других замечаешь те пороки, к которым имеешь склонность сам.

Золотуев… Сергей Нестеров потрясающий актер. Я его помню в спектаклях «Не унывай» и «Царский путь» и теперь увидела в роли садовода-любителя, отмотавшего срок за дачу взятки должностному лицу. Так вот Золотуев… Это прекрасный образец того, как человеческое тщеславие из навязчивой идеи создало кумира. Всю свою жизнь он положил ради служения этой призрачной цели – доказать, что взятки берут все, вопрос лишь в сумме, которую нужно дать. И ведь человек-то он не жадный. Мошенник – да. Обвешивал людей в магазине бывало, от того и излишки порой в кассе образовывались… Но его беда не в этом. Ну никак гордость не позволяет ему признать свое заблуждение.
Таня – юное, чистое создание. В своих наивных мечтах она нарисовала романтические идеалы, которые стремится найти в людях, хочет видеть в Колесове. Казалось бы, ну как ее-то, которая практически стала жертвой в этой войне между Колесовым и ректором, обвинить в тщеславии. Но ведь не зря же Коля, признаваясь в договоре с Репниковым, спрашивает ее: «А прощать? Умеешь ты прощать?». Прощение приходит с о смирением собственной гордыни. Таня понимает, чем обусловлены поступки Колесова, понимает, ради чего он на них пошел, но не готова поверить ему, а значит, и не может простить. Возможно, пока. Возможно, ей нужно время. Кто знает? У пьесы открытый финал.
А что же Колесов? «Или жить, или размышлять о жизни - одно из двух. Тут сразу надо выбрать. <…> А уж нас рассудят другие», - говорит он.

Эх, а Гомыра, который страдает от несостоявшейся любви и потому ополчается против всего женского пола? И комсорг, которая вольно-невольно, да выдала свои чувства в поздравительной речи молодым, когда позавидовала, что из 18 девушек с факультета уже 12-ая выходит замуж. Да какого ни приведи в пример персонажа, у каждого из них можно найти свои слабости.

Казалось бы, все это такие мелочи жизни, знакомые и понятные каждому. Ну как их избежать? Из таких пустяков и складывается все наше бытие. А между тем, именно из вот таких маленьких зернышек вырастают те самые плевела, что засоряют пшеничное поле.

«Гриша, ты знаешь, о чем я сейчас жалею?.. Мне жалко почему-то ту самую сороку. Зачем мы ее убили? За что?.. При чем здесь сорока?» - вопрошает Букин.

Эм… Знаете, меня эта реплика сильно зацепила во время спектакля, и еще в зале решила обязательно ее процитировать в отзыве. А то, что я сейчас скажу ниже, до меня дошло уже в процессе написания этого текста. Сорока. Почему, например, не ворона, не воробей или другая птица? Все-таки сорока. Сорок дней в пустыне постился Христос и был искушаем отцом лжи. И по истечение этого времени стал невинной жертвой во искупление грехов человеческих… Гордыня и тщеславие - один из смертных грехов. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Сколько таких жертв или «сорок» может принести сердце человеческое через покаяние за каждой преступление против заповедей Христовых?

«Никто ничего не понимает. Палеолит... Маша, я пересмотрел всю свою философию...», - признается Букин.
Знаете, какую декорацию в спектакле мне хотелось отменить особо? Старое кладбище. Тихое, спокойное, солнечное. Где-то в кронах деревьев поют птички. А в глубине обветшалых надгробий виднеется купол закрытой церквушки. «Обитателей» этого живописного местечка уже не тревожат никакие страсти и мирские заботы. Их даже не волнует то, что вскоре здесь проложат рельсы, пустят трамваи, а в городе будет все пуще кипеть «жизнь». Золотуев даже в некотором смысле умилился царящему здесь спокойствию и помечтал о местечке для себя «по знакомству». Это очень маленький, но очень показательный эпизод, который отражают всю суетность и тленность многих наших амбиций, страстей, целей, задач, ценностей…

Спектакль заканчивается той же сценой, с которой он и начинается. Девочка и мальчик по очереди запускают игрушечную ракету в космос. «Теперь я запускаю, а ты - тяни», - говорят они друг другу и меняются ролями. Я не уверена, что правильно истолковываю этот эпизод. Но мне кажется, что именно он наглядным образом иллюстрирует всю цикличность земного бытия, и он же дает некую надежду.

Я перемудрила? Возможно). Но мне хотелось искренне поделиться тем, что услышала я. И, вероятно, кто-то согласится, а кто-то, может, поправит меня, если я в чем-то ошибаюсь.

Огромное спасибо за такой прекрасный спектакль и приятный вечер моему любимому Театру русской драмы под руководством Михаила Щепенко. И так же большое спасибо Наталье pamsik и замечательному сообществу moscultura за приглашение.

Группы театра в Facebook и Вконтакте


Tags: Михаил Щепенко, МосКультура, Театр русской драмы, театр
Subscribe
promo katya_husky january 25, 21:33 287
Buy for 100 tokens
«Чтоб шла история вперед, Чтоб нам хватило сил, Победоносцем стал народ. Так сам Господь решил»Детские эмоции - самая честная критика. Каждый вечер в Московском Байк-центре Ночных Волков можно увидеть сотни светящихся от счастья и радости детских лиц! Искренние улыбки и неподдельный…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments